Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
(Учебный конспект, разработанный студентами дневного отделения)
Программное содержание:
1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла: твердый, прочный, гладкий, непрозрачный, блестящий, тяжелый- быстро нагревается (обладает теплопроводностью), не горит.
2. Учить сравнивать дерево и металл, выделять различия и сходство. Закрепить обследовательские действия: надавить, сжать, погладить, взвесить, посмотреть через предмет, опустить в воду. Познакомить с новым обследовательским действием: нагревание. Учить выделять свойства и качества несколькими способами. Учить выдвигать предположения и искать способы их подтверждения.
3. Обогащение и активизация словаря: нагреть, отражается, блеск, твердый, легкий, тяжелый, непрозрачный, горит, прочный. Формировать речь-доказательство.
4. Закрепить умение работать с моделью.
5. Учить анализировать свои ответы и ответы товарищей с точки зрения полноты и последовательности.
Предварительная работа:
• занятия по ознакомлению со свойствами и качествами дерева и стекла;
• занятия по обучению работе с моделью;
• чтение главы «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Материал к занятию:
Для детей: металлические и деревянные бруски (на каждого ребенка), модель — карточки, обозначающие металлический блеск, твердость, вес, прочность, непрозрачность, гладкость, нагревание, горение.
Для воспитателя: два металлических бруска, деревянный брусок, таз с водой, спиртовка, гвозди, молоток.
Ход занятия:
Воспитатель (В): К нам пришло письмо от Незнайки, он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает., из какого материала нужно сделать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Знайка подсказал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.
— Для того, чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свойствами металла. А помогут нам — наши волшебные картинки (модель). (Выставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)
— Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.
— Выберете металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.
— Как узнать, твердый ли металл? (надавить) Что узнали о твердости металла?
— Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите металлический брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?
— Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узнавали, что стекло непрочное? (стекло разбилось, когда его уронили) Как узнать вам, прочное ли дерево? (сжали, уронили) Что произошло с деревом? (ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (ничего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети констатируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металлический брусок) Что же прочнее, дерево или металл? Как мы это узнали? Хорошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?
— О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, горит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металлический брусок к пламени спиртовки.) Горит ли металл? Потрогайте металлический брусок, который я держала над пламенем. Что с ним стало? (нагрелся) Так что же обозначает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не горят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью которой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл нагревается и легко проводит тепло?
— Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить) Давайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого материала?
— Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? («гладкость», «блеск», «прозрачность») Гладкий или шероховатый металл? Как узнали? Блестит ли металл? Как узнать? (посмотреть на свет отражается ли в нем что-нибудь) Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (она гладкая и блестящая).
— Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металл а сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?
— Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали сегодня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла, О каких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторожен? (воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).
Проанализируйте в образовательной программе «Детство» содержание работы по ознакомлению со свойствами и качествами материалов детей разных возрастных групп. Результаты отразите в таблице 7.
Таблица 7
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)