logo search
мрр семинары

Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе

(Учебный конспект, разработанный студентами дневного отделения)

Программное содержание:

1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла: твердый, прочный, гладкий, непрозрачный, блестящий, тяжелый- быстро нагревается (об­ладает теплопроводностью), не горит.

2. Учить сравнивать дерево и металл, выделять различия и сходство. За­крепить обследовательские действия: надавить, сжать, погладить, взвесить, по­смотреть через предмет, опустить в воду. Познакомить с новым обследователь­ским действием: нагревание. Учить выделять свойства и качества несколькими способами. Учить выдвигать предположения и искать способы их подтвержде­ния.

3. Обогащение и активизация словаря: нагреть, отражается, блеск, твер­дый, легкий, тяжелый, непрозрачный, горит, прочный. Формировать речь-доказательство.

4. Закрепить умение работать с моделью.

5. Учить анализировать свои ответы и ответы товарищей с точки зрения полноты и последовательности.

Предварительная работа:

• занятия по ознакомлению со свойствами и качествами дерева и стекла;

• занятия по обучению работе с моделью;

• чтение главы «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Материал к занятию:

Для детей: металлические и деревянные бруски (на каждого ребенка), мо­дель — карточки, обозначающие металлический блеск, твердость, вес, проч­ность, непрозрачность, гладкость, нагревание, горение.

Для воспитателя: два металлических бруска, деревянный брусок, таз с во­дой, спиртовка, гвозди, молоток.

Ход занятия:

Воспитатель (В): К нам пришло письмо от Незнайки, он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает., из какого материала нужно сде­лать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Знайка подска­зал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.

— Для того, чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свой­ствами металла. А помогут нам — наши волшебные картинки (модель). (Вы­ставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)

— Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.

— Выберете металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.

— Как узнать, твердый ли металл? (надавить) Что узнали о твердости ме­талла?

— Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите металличе­ский брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?

— Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узнавали, что стекло непрочное? (стекло разбилось, когда его уронили) Как узнать вам, прочное ли дерево? (сжали, уронили) Что произошло с деревом? (ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (ничего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети констатируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металлический брусок) Что же прочнее, дерево или ме­талл? Как мы это узнали? Хорошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?

— О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, го­рит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металлический брусок к пламени спиртовки.) Горит ли металл? Потрогайте металлический брусок, ко­торый я держала над пламенем. Что с ним стало? (нагрелся) Так что же обозна­чает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не го­рят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью которой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл на­гревается и легко проводит тепло?

— Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить) Да­вайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого материала?

— Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? («гладкость», «блеск», «прозрачность») Гладкий или шероховатый металл? Как узнали? Бле­стит ли металл? Как узнать? (посмотреть на свет отражается ли в нем что-нибудь) Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (она гладкая и блестящая).

— Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металл а сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?

— Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали се­годня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла, О ка­ких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторо­жен? (воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).

Таблица 7