Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
Нарушения психического и личностного развития — это нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе. Эти нарушения вызываются отклонениями в механизмах мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной регуляции, а также могут происходить в результате асинхронности биологического, психологического и социального развития человека. Нарушения психического и личностного развития сопровождаются соответствующими особенностями поведения. К ним относятся упрямство, замкнутость, застенчивость, нечестность, лень, инфантильность, агрессивность и др.
Нарушения личностного развития и особенности поведения
Нарушения психического и личностного развития | Краткая характеристика и причины |
1. Упрямство | Особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей, педагогов и других взрослых. Эта форма поведения обусловлена мотивом самоутверждения. Психологами выделены несколько «периодов упрямства»: возраст около 3 лет, период 6—7 лет и подростковый возраст. В каждый из этих периодов ребенок стремится «защитить» себя от внушающих воздействий ближайшего окружения. Опасность упрямства в том, что оно может привести к расстройству нервной системы ребенка: возбудимости, раздражительности, неврозам. Кроме того, оно может порождать детскую лживость. У детей и подростков возникновению упрямства способствует неудовлетворение их насущных потребностей, грубость в обращении с ними или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям |
2. Застенчивость и замкнутость
| Застенчивость как качество личности проявляется в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении. Застенчивость может развиваться под влиянием излишне строгого, авторитарного стиля воспитания. Ранние проявления застенчивости можно скорректировать, постоянно ободряя ребенка, побуждая его высказывать собственное мнение, включая его в игры, требующие проявления инициативы, смелости, принятия быстрого решения и т. п. Полезно беседовать с ребенком о причинах его удачных и неудачных поступков и действий. Замкнутость — нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Может сопровождаться беспокойством, депрессией, ощущением одиночества, снижением самооценки, неуверенностью в себе, ощущением неполноценности |
3. Лживость | Сознательное искажение действительного положения вещей, стремление создать неправильное впечатление о фактах и событиях ради достижения желаемой цели или избегания нежелаемых последствий. Лживость необходимо отличать от детского фантазирования. В последнем выражается склонность ребенка изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось бы видеть. Обычно такая мнимая лживость с возрастом проходит. Вместе с тем чрезмерное пристрастие ребенка к мысленному, а затем и словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, а также о недостатках воспитания. Поэтому такое фантазирование может перерасти в ложь с элементами хвастовства, когда ребенок преувеличивает свои достоинства в ответ на недооценку его окружающими людьми. Помимо этого причинами детской лживости являются: предъявление непосильных для ребенка требований или большое количество налагаемых запретов; страх перед наказанием, желание его избежать (в этом случае формируются также лицемерие, приспособленчество, озлобленность); стремление к самоутверждению (желание привлечь к себе внимание, утвердиться в желаемой позиции, завоевать признание и т. п.); самозащита и защита других людей; охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира и др. Опасность лживого поведения заключается в том, что ребенок приучается извлекать изо лжи выгоду, и такое поведение становится привычным. Бороться с детской лживостью путем строгих разоблачений и наказаний бесполезно. Прежде всего следует устранить из жизни ребенка те негативные явления, которые побуждают его к искажению и приукрашиванию действительности. Замечено также, что дети-лжецы растут в семьях, в которых родители тоже лгут и нарушают общепринятые нормы. Поэтому важен пример честного поведения со стороны окружающих ребенка взрослых |
4. Лень | Лень как психическое явление есть состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности. Лень выражается в отсутствии желания делать что-либо, требующее волевого усилия. Она может даже сопровождаться переживанием удовольствия от безделья. Лень имеет разную природу и может быть как «нормальной», так и «патологической». В первом случае причиной лени является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка. Во втором случае признаками лени являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Причиной такого состояния может быть физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Лень считается следствием неправильного воспитания. Она развивается, например, в результате частых ограничений самостоятельности ребенка, чрезмерной его опеки, ограждения его от участия в выполнении хозяйственно-бытовых дел и т.п. причинами лени могут выступать также возложенные на ребенка непосильные обязанности; неуспехи ребенка при овладении какой-либо новой деятельностью или, наоборот, достижение успеха без приложения особых усилий; праздный образ жизни семьи, пренебрежение взрослыми своих обязанностями. Невозможно преодолеть лень методами принуждения. Эффективно включить ребенка в совместную со сверстниками деятельность, вызывающую у него интерес и активность. Рост активности ребенка вызывает, например, включение в любую деятельность элемента соревнования. Переживание ребенком успеха в той или иной деятельности также будет способствовать преодолению лени |
5. Инфантилизм | Психическая незрелость, незрелость эмоционально-волевой сферы, задержка социального и нравственного созревания личности, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных младшему возрасту. В поведении детей и подростков психический инфантилизм выражается в капризности, жажде удовольствия, быстрой пресыщаемости, стремлении идти по пути наименьшего сопротивления, преобладании игровых интересов, неусидчивости, беспечности. Эти свойства могут сопровождаться возбудимостью, слабоволием, склонностью ко лжи и т.д. Такие дети не способны противостоять давлению извне, склонны к чрезмерному подчинению, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны. Причинами инфантилизма могут быть как наследственные, так и социальные факторы, в частности деформация условий жизни, неправильное воспитание. Инфантилизм может привести к тяжелым социальным последствиям, так как инфантилы тянутся к людям с антисоциальным поведением. Таких детей и подростков следует постоянно контролировать, одновременно формируя у них правильные социальные установки, практические умения и навыки, самостоятельность, ответственность, отрицательное отношение к иждивенчеству |
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью