Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
Модель школы (технология) «Экология и диалектика», разработанная ученым-педагогом Л.В. Тарасовым, прошла успешную апробацию в ряде школ России, Украины, Казахстана в 1989—1999 годах. С 2000-го года в школах Украины отрабатывается технология «Экология и развитие», имеющая экологоестественноматематическую направленность. В ее основе лежат апробированные десятилетней практикой в рамках технологии «Экология и диалектика» новые подходы к содержанию и методам обучения с использованием учебников принципиально нового типа. Целевые ориентации и концептуальные основы школы «Экология и диалектика» определяются ее названием
Цели и концептуальные основы школы «Экология и диалектика»
Термин «экология» в названии школы | Подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на проблемы, которые предстоит решать человечеству. Все содержание образования в школе перестраивается с точки зрения экологического императива: человек—часть природы; он должен бережно относиться ко всему живому и неживому окружающему миру (к людям, животным, растительному миру, к планете в целом). Экологический императив предполагает императив нравственный: выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности, гуманизацию общества и т. п. Все это реализуется в школе через единство естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования |
Термин «диалектика» в названии школы | Подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение, на раскрытие диалектики реальных взаимосвязей в природе и обществе. При этом задачами развития выступают развитие восприятия, воображения, разных форм мышления, памяти. Особое внимание уделяется развитию диалектического и, в частности, вероятностного мышления, эмоциональной сферы учащихся, развитию творческой личности. Ученик движется от овладения формальной логикой к умению оценивать и выбирать варианты, а затем к умению искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности. Этим он подготавливается к жизни в реальном мире, построенном на вероятности. В школе решается задача формирования разнообразных умений детей: художественных (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, пение, танец и т. д.); трудовых (работа в саду, на огороде, несложный ремонт мебели, одежды, электроприборов, приготовление пищи и т. п.); умений работы с компьютером |
Новизна рассматриваемой модели школы заключается в последовательном использовании в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого в проецировании знания на личность ученика, в разрушении барьеров между предметами, обеспечении экологизации всех предметов и учебно-воспитательного процесса в целом. Данный подход реализуется при соблюдении принципов школы «Экология и диалектика».
Принцип интеграции — содержание и форма учебного материала должны формировать целостное видение мира, в котором все взаимосвязано. Каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, включающий и самого учащегося. Принципиально важную роль играют интегративные предметы, или предметы-комплексы, каждый из которых охватывает несколько научных областей. Принцип интеграции предписывает учителю содействовать тому, чтобы ученик осознавал мир как совокупность великого множества диалектически взаимосвязанных процессов, развивающихся и затухающих по вероятностным законам |
Принцип гуманитаризации — содержание и форма учебного материала должны формировать у учащегося позицию активной и ответственной личности, которая осознает себя частью природного и социального мира и с заинтересованностью изучает этот мир «изнутри». Важно, чтобы получаемая учащимся информация становилась для него личностно-значимой и способствовала как экологизации («сейчас» может откликнуться «потом»), так и планетаризации («здесь» может откликнуться «там») его сознания. Принцип гуманитаризации подчеркивает необходимость гуманитарного воспитания учащихся при изучении всех школьных предметов, в том числе естественно-математического цикла, обращает внимание на важность эмоциональной сферы учащегося (удивление, любопытство, сопереживание и др.) |
Принцип нелинейности — процесс изучения тех или иных paзделов программы является также процессом предварительного; ознакомления с последующими разделами и процессом более глубокого усвоения предшествовавших разделов. При изучении того или иного круга представлений (понятий) следует в порядке далекой пропедевтики выходить «вперед» (на представления, подлежащие изучению позднее) и одновременно необходимо возвращаться «назад» к рассматривавшимся ранее представлениям, чтобы усвоить их на более глубоком уровне |
Принцип разведения уровней — предписывает в учебном процессе разводить уровень представления учебного материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень представления материала должен превосходить уровень его воспроизведения. Уровень представления должен быть одинаковым для всех, а уровень воспроизведения, по возможности, дифференцированным (с учетом индивидуальных особенностей личностного и интеллектуального развития учащегося). Реализация принципа разведения уровней возможна лишь при условии, что используются учебники нового типа и осуществлен переход к личностному оцениванию, при котором производится сравнение каждого учащегося с самим собой для разных моментов времени |
В данной модели школы были радикально перестроены содержание и методы образования. В частности, в учебном плане школы была реализована новая концепция естественно-математического образования.
Содержание образования в школе «Экология и диалектика»
Начальная ступень | ||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Моя первая математика | ||||||||||
Я—человек: | ||||||||||
Человек красивый | Сотвори себя (анатомия и физиология) | Сотвори себя (психология) | Все остается людям | |||||||
Окружающий мир: | ||||||||||
Красота и симметрия | Времена года | Родной край | Родная планета | |||||||
Базовая ступень | Профильная ступень | |||||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10—12 классы | |||||
Геометрия окружающего мира | Геометрия | Профилирование
| ||||||||
Число и функция в окружающем мире | Алгебра | |||||||||
Природоведение (естествознание) | Физика | |||||||||
Микромир и Вселенная
| Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее
| Химия | ||||||||
Биология | ||||||||||
География и экология | ||||||||||
Закономерности окружающего мира: | ||||||||||
Случайность, необходимость, вероятность | Вероятность в современном обществе | Эволюция естесственно-научного знания |
Многопрофильный лицей на старшей ступени школы вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. В школе Л.В. Тарасова широко применяются методы развивающего, проблемного обучения, а также игра, драматизация, визуализация, синектика, юмор, инсайт, творчество и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме.
Технология «Экология и диалектика» предлагает принципиально новую концепцию школьных учебников и, как следствие, модернизацию роли учителя в учебном процессе. Традиционные учебники нацелены на то, чтобы стать своеобразными «сценариями» уроков, проводимых учителем в классе, они пишутся «под учителя» и в его отсутствие фактически не работают. Новые же учебники, по убеждению Л.В. Тарасова, должны быть в значительной мере «самоучителем» для учащихся, должны писаться «под ученика», быть для него личностно-значимыми. Учитель в этом случае приходит к ученику со своим поурочным планированием и систематизирует информацию, почерпнутую учеником из учебника и, возможно, других источников.
Семинар. Альтернативные технологии в зарубежной школе
Альтернативные школы. Особенности реализации в них альтернативных технологий
Технология мастерских. Характеристика основных компонентов технологии
Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
Технология свободного труда С. Френе
Технология мастерских: алгоритм
При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса. Сначала «индуктор» начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Второй этап – работа с материалом: с текстом, с красками, звуками, с природными материалами, с моделями, спичками, схемами. Это «деконструкция»: превращение материала в «хаос», смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма... А затем последует «реконструкция» создание своего мира: текста, рисунка, закона. Следующий этап (а вернее, не этап, а то, что пронизывает всю работу) – это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это социализацией. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса – «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, идет самостоятельно, а иногда при помощи товарища, Мастера, учителя, родителей. Последний, обязательный, этап: рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это дурно», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения...
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью