logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)

Модель школы (технология) «Экология и диалектика», разработанная ученым-педагогом Л.В. Тарасовым, прошла успешную апробацию в ряде школ России, Украины, Казахстана в 1989—1999 годах. С 2000-го года в школах Украины отрабатывается технология «Экология и развитие», имеющая экологоестественноматематическую на­правленность. В ее основе лежат апробированные десятилетней практикой в рамках технологии «Экология и диалектика» новые подходы к содержанию и методам обучения с использованием учебников принципиально нового типа. Целевые ориентации и концептуальные основы школы «Экология и диалектика» определяются ее названием

Цели и концептуальные основы школы «Экология и диалектика»

Термин «экология»

в названии школы

Подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на проблемы, которые предстоит решать человечеству. Все содержание образования в школе перестраивается с точки зрения экологического императива: человек—часть природы; он должен бережно относиться ко всему живому и неживому окружающему миру (к людям, живот­ным, растительному миру, к планете в целом). Экологический императив предполагает императив нравственный: выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности, гуманизацию общества и т. п. Все это реализуется в школе через единство естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования

Термин «диалектика» в названии

школы

Подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение, на раскрытие диалектики реальных взаимосвязей в природе и обществе. При этом задачами развития выступают развитие восприятия, вообра­жения, разных форм мышления, памяти. Особое внимание уделяется развитию диалектического и, в частности, вероятностного мышления, эмоциональной сферы учащихся, развитию творческой личности. Ученик движется от овладения формальной логикой к умению оце­нивать и выбирать варианты, а затем к умению искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности. Этим он под­готавливается к жизни в реальном мире, построенном на вероятности. В школе решается задача формирования разнообразных умений детей: художественных (рисование, лепка, игра на музыкальных инструмен­тах, пение, танец и т. д.); трудовых (работа в саду, на огороде, неслож­ный ремонт мебели, одежды, электроприборов, приготовление пищи и т. п.); умений работы с компьютером

Новизна рассматриваемой модели школы заключается в последовательном использовании в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого в проецировании знания на личность ученика, в разрушении барьеров между предметами, обеспечении экологизации всех предметов и учебно-воспитательного процесса в целом. Данный подход реализуется при соблюдении принципов школы «Экология и диалектика».

Принцип интеграции — содержание и форма учебного материала должны формировать целостное видение мира, в котором все взаимосвязано. Каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, включающий и самого учащегося. Принципиально важную роль играют интегративные предметы, или предметы-комплексы, каждый из которых охватывает несколько научных областей. Принцип интеграции предписывает учителю содействовать тому, чтобы ученик осознавал мир как совокупность великого множества диалектически взаимосвязанных процессов, развивающихся и затухающих по вероятностным законам

Принцип гуманитаризации — содержание и форма учебного материала должны формировать у учащегося позицию активной и ответственной личности, которая осознает себя частью природного и социального мира и с заинтересованностью изучает этот мир «изнутри». Важно, чтобы получаемая учащимся информация становилась для него личностно-значимой и способствовала как экологизации («сейчас» может откликнуться «потом»), так и планетаризации («здесь» может откликнуться «там») его сознания. Принцип гуманитаризации подчеркивает необходимость гуманитарного воспитания учащихся при изучении всех школьных

предметов, в том числе естественно-математического цикла, обращает внимание на важность эмоциональной сферы учащегося (удивление, любопытство, сопереживание и др.)

Принцип нелинейности — процесс изучения тех или иных paзделов программы является также процессом предварительного; ознакомления с последующими разделами и процессом более глубокого усвоения предшествовавших разделов. При изучении того или иного круга представлений (понятий) следует в порядке далекой пропедевтики выходить «вперед» (на представления, подлежащие изучению позднее) и одновременно необходимо возвращаться «назад» к рассматривавшимся ранее представлениям, чтобы усвоить их на более глубоком уровне

Принцип разведения уровней — предписывает в учебном процессе разводить уровень представления учебного материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень представления материала должен превосходить уровень его воспроизведения. Уровень представления должен быть одинаковым для всех, а уровень воспроизведения, по возможности, дифференцированным (с учетом индивидуальных особенностей личностного и интеллектуального развития учащегося). Реализация принципа разведения уровней возможна лишь при условии, что используются учебники нового типа и осуществлен переход к личностному оцениванию, при котором производится сравнение каждого учащегося с самим собой для разных моментов времени

В данной модели школы были радикально перестроены содержание и методы образования. В частности, в учебном плане школы была реализована новая концепция естественно-математического образования.

Содержание образования в школе «Экология и диалектика»

Начальная ступень

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Моя первая математика

Я—человек:

Человек красивый

Сотвори себя (анатомия и физиология)

Сотвори себя (психо­логия)

Все остается людям

Окружающий мир:

Красота и симметрия

Времена года

Родной край

Родная планета

Базовая ступень

Профильная ступень

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10—12 классы

Геометрия окружающего мира

Геометрия

Профилирование

Число и функция в окружающем мире

Алгебра

Природоведение (естествознание)

Физика

Микромир и Вселенная

Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее

Химия

Биология

География и экология

Закономерности окружающего мира:

Случайность, необходимость, вероятность

Вероятность в современном обществе

Эволюция естесственно-научного знания

Многопрофильный лицей на старшей ступени школы вырастает естественным путем из начальной и средней ступеней, а не создается за счет конкурсного отбора. В школе Л.В. Тарасова широко применяются методы развивающего, проблемного обучения, а также игра, драматизация, визуализация, синектика, юмор, инсайт, творчество и другие методы, позволяющие обучать школьников в поисковом режиме.

Технология «Экология и диалектика» предлагает принципиально новую концепцию школьных учебников и, как следствие, модернизацию роли учителя в учебном процессе. Традиционные учебники нацелены на то, чтобы стать своеобразными «сценариями» уроков, проводимых учителем в классе, они пишутся «под учителя» и в его отсутствие фактически не работают. Новые же учебники, по убеждению Л.В. Тарасова, должны быть в значительной мере «самоучителем» для учащихся, должны писаться «под ученика», быть для него личностно-значимыми. Учитель в этом случае приходит к ученику со своим поурочным планированием и систематизирует информацию, почерпнутую учеником из учебника и, возможно, других источников.

Семинар. Альтернативные технологии в зарубежной школе

Альтернативные школы. Особенности реализации в них альтернативных технологий

Технология мастерских. Характеристика основных компонентов технологии

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

Технология свободного труда С. Френе

Технология мастерских: алгоритм

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса. Сначала «индуктор» начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Второй этап – работа с материалом: с текстом, с красками, звуками, с природными материалами, с моделями, спичками, схемами. Это «деконструкция»: превращение материала в «хаос», смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма... А затем последует «реконструкция» создание своего мира: текста, рисунка, закона. Следующий этап (а вернее, не этап, а то, что пронизывает всю работу) – это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это социализацией. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса – «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, идет самостоятельно, а иногда при помощи товарища, Мастера, учителя, родителей. Последний, обязательный, этап: рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это дурно», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения...