logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности

Один из подходов к определению системы (структуры) воспитательной работы классного руководителя (по Л.К. Гребенкиной).

Целеполагающая деятельность

Диагностическая деятельность

Прогностическая деятельность

Проектировочная деятельность

Конструктивная деятельность

Организаторская деятельность

Организация разнообразной деятельности учащихся

Организация детского кол­лектива

Индивиду­альная работа с учащимися

Коррекционная работа с учащимися

Сотрудничество с родителями учащихся, учителями-предметниками и другими субъектами управления школой

Рефлексивная деятельность

Диагностическая деятельность

Система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности. Дадим их краткую характеристику с учетом специфики работы классного руководителя.

Виды и содержание деятельности классного руководителя

Виды деятельности

Содержание деятельности

Целеполагающая деятельность

Заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива)

Диагностическая деятельность

Состоит в изучении отдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспитательного процесса

Прогностическая деятельность

Связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Исходя из уровня актуального развития школьника и уровня развития ученической группы, классный руководитель определяет возможные достижения в процессе развития и саморазвития учащихся в конкретный временной период. Перспективы развития личности (ученической группы) могут быть отражены в модели личности школьника (ученического коллектива)

Проектировочная деятельность

Направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии, направлений воспитательной работы

Конструктивная деятельность

Предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей дея­тельности, методов, форм, технологий воспитания; определяет на­правления планирования воспитательной работы

Организаторская деятельность

Представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей

Коррекционная деятельность

Направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы; предполагает внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя

Рефлексивная деятельность

Анализ собственных действий, отношений, состояний с целью осознания успехов и причин неудач, совершенствования своей воспитательной деятельности

Семинар. Технология проектирования воспитательной работы классным руководителем

Планирование воспитательной работы в школе. Виды планирования. Содержание и структура плана воспитательной работы с классом. Знакомство с примерной программой анализа состояния и результатов воспитательной работы с классом; определение целевых ориентиров воспитательной деятельности: идеальная цель, результативная цель, процессуальная цель; постановка задач как составляющих компонентов цели воспитательной деятельности; определение ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса; планирование индивидуальной работы с учащимися; планирование работы с родителями; изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе

План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:

1, Анализ воспитательной работы за прошедший год

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5.Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Рассмотрим отдельные технологические аспекты воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, педагогический анализ, взаимодействие с родителями.