logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Воспитательная система класса: структура, этапы развития

Теоретики воспитания (Л.В. Байбародова, Л.К. Гребенкина, Е. Н. Степанов и др.) рассматривают воспитательную систему класса как подсистему воспитательной системы школы.

Воспитательная система класса — сложное социально-педагогическое образование, целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующая формированию личности каждого учащегося класса и классного коллектива в целом. Основными компонентами воспитательной системы класса являются (по Е.Н. Степанову): индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический компоненты.

Воспитательная система класса

Компонент воспитательной системы класса

Характеристика компонента

1. Индивидуально-групповой ком­понент

Это сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса, в которое входят:

классный руководитель (воспитатель);

учащиеся класса;

родители учащихся;

педагоги и другие взрослые участники воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива

2. Ценностно-

ориентационный компонент

Представляет собой совокупность следующих элементов:

целей и задач воспитания;

перспектив жизнедеятельности классного сообщества;

принципов построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

3. Функционально-

деятельностный

компонент

Состоит из таких элементов, как:

системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

основные функции воспитательной системы;

педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества

4. Пространствен­но-временной компонент

Включает элементы:

эмоционально-психологическую, духовно-нравственную и предметно-материальную среду;

связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

этапы становления и развития воспитательной системы

5. Диагностико-

аналитический

компонент

Включает элементы:

критерии эффективности воспитательной системы;

методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;

формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Главную роль в проектировании, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Для осуществления деятельности по проектированию, организации и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая и практическая подготовка классного руководителя.

Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности классной группы, создания воспитательной системы класса. Для того чтобы избрать оптимальный путь, формы и методы построения воспитательной системы, классному руководителю необходимо осознать специфические черты классной группы, определить уровень ее развития, сформированности межличностных отношений и совместно деятельности. Целесообразность, целеустремленность, целенаправленность являются сущностными характеристиками воспитательной системы класса, поэтому классный руководитель должен уделять пристальное внимание целеполаганию.

Функционально-деятельностный компонент, по мнению исследователей, является системообразующим компонентом, обеспечивающим упорядоченность и целостность воспитательной системы класса. Успешно работающие классные руководители используют в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, при этом они выделяют какой-то один вид деятельности учащихся в качестве системообразующего. Классные руководители объединяют отдельные вос­питательные дела и мероприятия в более крупные дозы воспитания — тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты.

В воспитательной практике образовательных учреждений функцию системообразования выполняют, например, познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды (направления) деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа (профиля, специализации) учебного заведения и его структурных подразделений.

Класс как воспитательная система имеет свое жизненное пространство, среду, в которой осуществляется совместная деятельность и общение членов классной группы, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса обычно является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем. Отсюда очевидна важность создания комфортной обстановки в учебном кабинете, эмоционального и духовно-нравственного насыщения жизненного пространства класса.

Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения (родители, руководители кружков, клубов, секций, ветераны войны и труда и др.). Это люди, обладающие двумя важным качествами: во-первых, они интересны (своим увлечением, жизненным опытом и т. п.) учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям.

Условно выделяют четыре этапа в развитии воспитательной системы класса.