logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Школа-парк (м.А. Балабан)

Школа-парк (парк-школа) — образовательная система, автором российского варианта которой стал известный российский педагог, координатор международной программы EPOS (educational park of open studios) M.А. Балабан (1927—2005). Ее экспериментальная апробация была проведена двумя экспериментальными площадками: «Школой самоопределения» (в 1995—2007 гг.; А.Н. Тубельский), а также школами № 95 и № 19 г. Екатеринбурга (в 1993—2003 гг.; А.М. Гольдин).

Целевые ориентации технологии «школы-парка» заключаются: в развитии личности на уровне ее наивысшего индивидуального потенциала; увеличение членораздельности, или «фрактальности» (О.М. Леонтьева) индивидуальной картины мира каждого учащегося. Раскроем концептуальные основы «школы-парка».'

В основу образовательной системы положена модель «знание-орган» — развитие знания индивида происходит в ходе его сложного взаимодействия с культурной, информационной и предметной средой. Интеллектуальное развитие осуществляется не как усвоение «готовых» (чужих) знаний, а как естественная модернизация своего собственного опыта. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его «знания-органа», к усложнению его индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности

Вместо традиционных классов школа-парк предлагает учащимся набор (парк) открытых разновозрастных студий. Студия — свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. Состав студий в школе-парке определяется возможностями имеющегося состава учителей и образовательными потребностями учащихся. Состав студий может меняться, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг

Учащиеся добровольно распределяются по студиям в качестве постоянного члена только одной студии (ученик может изменить свой выбор в любое время), в качестве клиента или гостя любых других студий без ограничений. Каждая студия в течение недели или дня работает либо в закрытом режиме — только со своими постоянными членами, либо в открытом режиме — для клиентов и гостей. Клиент — это тот, кто активно участвует в работе студии; гость - тот, кто только наблюдает за ее работой. Каждый учитель «выращивает» из постоянных членов студии «подмастерьев»—учеников, активно помогающих ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Статус по отношению к мастерской может быть сменен учеником в любое время: из посетителя он может стать клиентом, затем постоянным членом и по взаимному согласию с учителем—подмастерьем; возможно и обратное

Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, занятия проводятся блоками по два-три академических часа (три или два блока в день). В учебном плане школы недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями. При этом учебный план не определяет «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися. Составляется график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели в закрытом и открытом режимах. Копия графика работы студий выдается каждому ученику парка-школы для того, чтобы он выбрал студии, в которых будет работать, при этом его выбор не регламентируется ни планом, ни расписанием занятий. Если же студия работает в закрытом режиме, то все ее постоянные члены обязательно участвуют в ее работе

Отличительной особенностью образовательного процесса в парк-школе является переменный и разновозрастный состав учащихся на занятии в студии, который заранее известен учителю только в случае, если студия будет работать в закрытом режиме. Поэтому в студии применяются методы обучения, которые можно реализовать в условиях разновозрастного состава и свободы входа в студию и выхода из нее.

В парк-школе перспективное планирование традиционной школы заменяется ре­троспективным анализом, так как учитель не может написать заранее «план урока», а итоги работы учащихся, их личные учебные достижения фиксируются учителем после занятия. В парк-школе все виды контроля знаний заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях, которые не являются отметками и оценками в традиционном понимании. Итоговая аттестация проводится традиционно в соответствии с законодательством. Результаты экспериментальной апробации образовательной системы «школа-парк» О.М. Леонтьевой и А.М. Гольдиным показали, что ее выпускники успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование в вузах. Поэтому школа-парк имеет право на существование и развитие наряду с классно-урочной системой.