Школа-парк (м.А. Балабан)
Школа-парк (парк-школа) — образовательная система, автором российского варианта которой стал известный российский педагог, координатор международной программы EPOS (educational park of open studios) M.А. Балабан (1927—2005). Ее экспериментальная апробация была проведена двумя экспериментальными площадками: «Школой самоопределения» (в 1995—2007 гг.; А.Н. Тубельский), а также школами № 95 и № 19 г. Екатеринбурга (в 1993—2003 гг.; А.М. Гольдин).
Целевые ориентации технологии «школы-парка» заключаются: в развитии личности на уровне ее наивысшего индивидуального потенциала; увеличение членораздельности, или «фрактальности» (О.М. Леонтьева) индивидуальной картины мира каждого учащегося. Раскроем концептуальные основы «школы-парка».'
В основу образовательной системы положена модель «знание-орган» — развитие знания индивида происходит в ходе его сложного взаимодействия с культурной, информационной и предметной средой. Интеллектуальное развитие осуществляется не как усвоение «готовых» (чужих) знаний, а как естественная модернизация своего собственного опыта. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его «знания-органа», к усложнению его индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности |
Вместо традиционных классов школа-парк предлагает учащимся набор (парк) открытых разновозрастных студий. Студия — свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. Состав студий в школе-парке определяется возможностями имеющегося состава учителей и образовательными потребностями учащихся. Состав студий может меняться, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг |
Учащиеся добровольно распределяются по студиям в качестве постоянного члена только одной студии (ученик может изменить свой выбор в любое время), в качестве клиента или гостя любых других студий без ограничений. Каждая студия в течение недели или дня работает либо в закрытом режиме — только со своими постоянными членами, либо в открытом режиме — для клиентов и гостей. Клиент — это тот, кто активно участвует в работе студии; гость - тот, кто только наблюдает за ее работой. Каждый учитель «выращивает» из постоянных членов студии «подмастерьев»—учеников, активно помогающих ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Статус по отношению к мастерской может быть сменен учеником в любое время: из посетителя он может стать клиентом, затем постоянным членом и по взаимному согласию с учителем—подмастерьем; возможно и обратное |
Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, занятия проводятся блоками по два-три академических часа (три или два блока в день). В учебном плане школы недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями. При этом учебный план не определяет «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися. Составляется график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели в закрытом и открытом режимах. Копия графика работы студий выдается каждому ученику парка-школы для того, чтобы он выбрал студии, в которых будет работать, при этом его выбор не регламентируется ни планом, ни расписанием занятий. Если же студия работает в закрытом режиме, то все ее постоянные члены обязательно участвуют в ее работе |
Отличительной особенностью образовательного процесса в парк-школе является переменный и разновозрастный состав учащихся на занятии в студии, который заранее известен учителю только в случае, если студия будет работать в закрытом режиме. Поэтому в студии применяются методы обучения, которые можно реализовать в условиях разновозрастного состава и свободы входа в студию и выхода из нее.
В парк-школе перспективное планирование традиционной школы заменяется ретроспективным анализом, так как учитель не может написать заранее «план урока», а итоги работы учащихся, их личные учебные достижения фиксируются учителем после занятия. В парк-школе все виды контроля знаний заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях, которые не являются отметками и оценками в традиционном понимании. Итоговая аттестация проводится традиционно в соответствии с законодательством. Результаты экспериментальной апробации образовательной системы «школа-парк» О.М. Леонтьевой и А.М. Гольдиным показали, что ее выпускники успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование в вузах. Поэтому школа-парк имеет право на существование и развитие наряду с классно-урочной системой.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью