logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения

Нарушения личностного развития и девиантное (отклоняющееся, деликвентное, асоциальное, аномальное и т. п.) поведение детей и подростков являются причинами их «трудновоспитуемости», а также симптомами-критериями их психической и социальной дезадаптации. В зарубежной литературе под девиантным поведением (от англ. deviation — отклонение) понимают различные нарушения правил поведения, в отечественной коррекционной педагогике — отдельные поступки или поведение в целом, которому свойственны отклонения от принятых в обществе моральных, социальных, правовых норм и правил.

Проявления отклоняющегося поведения разнообразны. Например, И.П. Подласый к таковым относит непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессию и правонарушения. Эти проявления девиантного поведения, по его мнению, вызываются эмоциональной напряженностью разного уровня (от легкого эмоционального возбуждения, двигательного беспокойства и тревожности разной степени тяжести до депрессии, депривации и фрустрации). Поэтому основной (обычно неосознаваемой) целью отклоня­ющегося поведения и является стремление избавиться от эмоционального напряжениям

В психолого-педагогической литературе предлагаются разные подходы к классификации отклоняющегося поведения. В одной из них (С.А. Беличева) девиантное поведение характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную или агрессивную направленность. В соответствии с этим выделяются:

отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учебы и работы, побеги из дома, бродяжничество, погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ, суицид);

отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений и т. п.).

Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации, предложенной А.Д. Гонеевым, согласно которой девиантное поведение подростка может проявляться: как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность или заторможенность, устойчивость или слабость нервных процессов; повышенная активность или пассивность подростка; его сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, импульсивность, повышенная возбудимость, эффективность и др.);

как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость и др.);

как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам, правилам, окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, необязательность, невыполнение заданий, прогулы, уход из дома или из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);

как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, увлечение азартными играми и др.).

Ребенок с девиантным поведением обычно характеризуется как «трудновоспитуемый», «сопротивляющийся воспитанию и обучению, социально дезадаптированный. Социальная дезадаптация приводит к педагогической или социальной запущенности.

В психолого-педагогической литературе (А. С. Белкин и др.) под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности— длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Стадии возникновения социально-педагогической запущенности

I стадия

Возникают предпосылки педагогической запущенности, которые форми­руются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсут­ствие элементарных учебных навыков)

II стадия

Появляются начальные формы отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться

III стадия

Стабилизируются неблагоприятные тенденции в поведении школьника. Это характерно для подростков 10—13 лет. Проступки связаны обычно с наруше­нием норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать по этому поводу, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий

IV стадия

Возникают устойчивые признаки асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14—17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений

Существующая педагогическая практика показывает, что социальная дезадаптация — обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме.