Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
Нарушения личностного развития и девиантное (отклоняющееся, деликвентное, асоциальное, аномальное и т. п.) поведение детей и подростков являются причинами их «трудновоспитуемости», а также симптомами-критериями их психической и социальной дезадаптации. В зарубежной литературе под девиантным поведением (от англ. deviation — отклонение) понимают различные нарушения правил поведения, в отечественной коррекционной педагогике — отдельные поступки или поведение в целом, которому свойственны отклонения от принятых в обществе моральных, социальных, правовых норм и правил.
Проявления отклоняющегося поведения разнообразны. Например, И.П. Подласый к таковым относит непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессию и правонарушения. Эти проявления девиантного поведения, по его мнению, вызываются эмоциональной напряженностью разного уровня (от легкого эмоционального возбуждения, двигательного беспокойства и тревожности разной степени тяжести до депрессии, депривации и фрустрации). Поэтому основной (обычно неосознаваемой) целью отклоняющегося поведения и является стремление избавиться от эмоционального напряжениям
В психолого-педагогической литературе предлагаются разные подходы к классификации отклоняющегося поведения. В одной из них (С.А. Беличева) девиантное поведение характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную или агрессивную направленность. В соответствии с этим выделяются:
отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учебы и работы, побеги из дома, бродяжничество, погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ, суицид);
отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);
отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений и т. п.).
Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации, предложенной А.Д. Гонеевым, согласно которой девиантное поведение подростка может проявляться: как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность или заторможенность, устойчивость или слабость нервных процессов; повышенная активность или пассивность подростка; его сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, импульсивность, повышенная возбудимость, эффективность и др.);
как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость и др.);
как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам, правилам, окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, необязательность, невыполнение заданий, прогулы, уход из дома или из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);
как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, увлечение азартными играми и др.).
Ребенок с девиантным поведением обычно характеризуется как «трудновоспитуемый», «сопротивляющийся воспитанию и обучению, социально дезадаптированный. Социальная дезадаптация приводит к педагогической или социальной запущенности.
В психолого-педагогической литературе (А. С. Белкин и др.) под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности— длительный процесс, проходящий несколько стадий.
Стадии возникновения социально-педагогической запущенности | |
I стадия | Возникают предпосылки педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков) |
II стадия | Появляются начальные формы отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться |
III стадия | Стабилизируются неблагоприятные тенденции в поведении школьника. Это характерно для подростков 10—13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать по этому поводу, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий |
IV стадия | Возникают устойчивые признаки асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14—17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений |
Существующая педагогическая практика показывает, что социальная дезадаптация — обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью