Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
Важным выводом современной педагогической науки является утверждение о том, что эффективным процесс воспитания может быть только в рамках организованной воспитательной системы школы или другого образовательного учреждения. Воспитательная система (общеобразовательного учреждения, внешкольного учреждения, детского объединения) — сложное саморегулирующееся, управляемое социальное психолого-педагогическое образование, функционирующее при условии взаимодействия основных компонентов воспитания между собой и с внешней средой, интегрирующее учебный процесс, внеклассную воспитательную работу, разнообразную деятельность и общение субъектов системы. В теории воспитательных систем структура воспитательной систем структура воспитательной системы школы представлена следующими компонентами.
Структура воспитательной системы школы
1. Теоретическая концепция (совокупность педагогических идей), для реализации которой создается воспитательная система
2. Содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы
3. Субъекты деятельности как ее участники и организаторы
4. Развитые формы общения и гуманистические отношения
5. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами
6. Управление системой, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ee развитие
Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. Гуманистическая воспитательная система — воспитательная система, ориентированная на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. Исследователями выделены признаки гуманистических воспитательных систем:
наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
событийный характер в организации жизнедеятельности детей и взрослых, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);
педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;
реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.
Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью