logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Дальтон-технология

Дальтон-технология (Дальтон-план, или система мастерских) впервые была реализована в 1919 году на базе экспериментальной школы в городе Дальтон (США) педагогом Е. Паркхерст (1887—1973). В основу Дальтон-технологии были положены два основных положения: индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня как важнейшая цель обучения; школа должна быть моделью общества, в ней дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Вместо классно-урочной системы Е. Паркхерст ввела систему индивидуализированного обучения, отвечающую принципам свободы выбора, ответственности, сотрудничества, самостоятельности.

Свобода выбора и ответственность

Учащиеся выбирают учебное задание, уровень сложности, источники информации, партнера по выполнению задания, определяют темп продвижения в изучении учебного материала, при этом они ответственны за свой выбор

Сотрудничество

Реализуются различные формы учебного сотрудничества: работа в группах различного состава, в парах, индивидуальная работа с учителем

Самостоятельность

Учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, работают с источниками информации, дополнительной литературой, осуществляют самоконтроль

Раскроем пути реализации указанных принципов в Дальтон-технологии. Учебный материал по предмету, который необходимо изучить в течение учебного года, разбивается на отдельные месячные подряды — серии разделов. В каждом разделе представлен конспект, сопровождаемый вопросами, на которые необходимо ответить, указывается литература и возможные темы докладов. Подряды на год или месяц вывешиваются на виду у всех. В начале учебного года учащиеся заключают с учителем контракт о самостоятельной проработке заданий в намеченное время. Далее все зависит от самих учеников: они определяют, в каком порядке, в каком темпе, как глубоко изучать материал. Ученик принимается за новый подряд по предмету, когда закончит подряды предыдущего месяца. Поэтому он должен уметь распределять время так, чтобы не отстать от других учащихся. Большое внимание в данной технологии уделяется учету работы учащихся. В частности, по окончании работы ученик делает отметки в своей учетной тетради.

Первую половину дня (с 9 до 12 часов) учащиеся работают самостоятельно в предметных мастерских (лабораториях) над выполнением подрядов с помощью рабочих руководств (инструкций), не придерживаясь какого-либо расписания. В лаборатории есть все необходимое оборудование, наглядные пособия, литература. Ученики, работающие по одному вопросу, могут общаться между собой. Кроме того, ученик имеет право обратиться за разъяснениями к учителю — руководителю лаборатории. Ученик работает в мастерской до тех пор, пока у него есть интерес, затем он может перейти в другую мастерскую.

Во второй половине дня осуществляются занятия в группах по интересам (гимнастика, музыка, домоводство и т. п.), во время которых учащиеся могут выполни задания как индивидуально, так и сообща в парах, группах. Еженедельно (1—2 раза с 12 до 14 часов проводятся уроки-конференции, на которых каждый ученик отчитывается о своей работе, разрешаются общие затруднения, учитель раскрывает те вопросы, которые по каким-либо причинам остались без внимания учащихся.

Семинар. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения учащихся

Причины девиантного поведения школьников. Основные направления воспитательно-коррекционной работы в современной школе

Отклоняющееся поведение - поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Различают аморальное (нарушение правил и норм морали), делинквентное (совершение противоправных деяний, прописанных в нормативных правовых актах), девиантное (отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья) поведение.

Причины отклонений: биогенные, психогенные, социогенные

Отклоняющееся, или девиантное, поведение — поведение, не соответствующее при­нятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам.

Асоциальное поведение — это разновидность отклоняющегося поведения: нарушает нормы человеческого общежития, не выполняет социальные обязанности, причиняет ущерб окружающим.

Антисоциальное поведение — поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами.

Делинквентное поведение — его проявления являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.

Трудновоспитуемостъ, труднообучаемость — невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию.

Трудный ребёнок — ребёнок, обучение, воспитание и развитие которого представляют трудную педагогическую задачу.

Педагогически запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчётами, а также не своевременным принятием мер.

Социально запущенные дети - дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.

Дизадаптация ребёнка — рассогласование, несоответствие, неприятие ребёнком окружающей среды, условий жизнедеятельности; дезадаптация — крайний случай дизадаптации.

Депривация — недостаточное удовлетворение каких-либо потребностей ребёнка.