logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Целеполагание и планирование в работе классного руководителя

Важнейшими этапами в технологии воспитательной работы классного руководителя являются этапы целеполагания и планирования воспитательной работы.

Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Целеполагающая деятельность будет успешной при условии соблюдения требований: диагностичности, реальности, преемственности, согласованности, непротиворечивости целей, их направленности на результат.

Условно выделяют (Л.В. Байбародова и др.) три типа целеполагания.

Типы целеполагания

Жесткое целеполагание — цели и план действий задаются извне, а в процессе взаимодействия задания конкретизируются и распределяются

Свободное целеполагание — учащиеся вырабатывают собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска

Интегрированное целеполагание — цели классной группы задаются педагогом, но способы их достижения, планирование действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом потребностей, интересов, возможностей учащихся

В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания.

Классный руководитель осуществляет также постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания — это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей. Еще один подход к установлению взаимосвязи цели и задач предложил ученый-педагог В.П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер.

Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе. В теории и методике воспитания предложен алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (Л.В. Байбородова, М. И. Рожков).

1. Диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности педагога и учащихся

2. Прогнозирование возможных результатов воспитательной работы, моделирование целей и задач

3. Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности классного руководителя, учащихся, родителей и других субъектов воспитательного процесса в классе

4. Уточнение целей и задач, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений учащихся, родителей и других, а также прогнозируемых результатов

Этап диагностики в целеполагании состоит в изучении состояния воспитательного процесса, уровня воспитанности учащихся, результатов их деятельности на предыдущем этапе, с опорой на информацию (оценку), полученную от самих учащихся. Это позволяет классному руководителю выявить наиболее ценное и важное в предыдущем воспитательном опыте, лучше осознать потребности и запросы учащихся, соотнести оценки эффективности воспитательной работы, данные педагогами и учащимися. Далее на основе результатов педагогической диагностики, совместного с учащимися анализа воспитательной работы за предыдущий период классный руководители определяет первый вариант целей и задач воспитания учащихся данного классе. Моделируя цели и задачи, он также учитывает общие цели воспитания; особенности целей воспитания региона, школы, класса; успешность решения задач воспитания в школе и классе в текущем году и т. д. Этап организации коллективного целеполагания предполагает трансформацию замыслов, задач классного руководителя в замыслы и задачи учащихся. В то же время проблемы, выражающие потребности интересы детей, актуализированные на этапе диагностики, должны оформиться в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. Следует учесть вывод исследователей о том, что учащиеся быстрее и осознаннее присваивают те педагогические цели, которые связаны с их жизнью, возрастными потребностями и интересами, предъявленные им в значимой, яркой, эмоциональной форме.

Уточняя цели и задачи, классный руководитель анализирует организацию взаимодействия педагогов и учащихся в ходе целеполагания; согласованность целей и задач детей и педагогов; прогнозирование, предучет интересов и потребностей учащихся; удалось ли провести педагогические замыслы через замыслы учеников. Целеполагание логично переходит в этап планирования воспитательной работы классного руководителя. План — заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (по Н.И. Дереклеевой). Опорными документами для составления плана воспитательной работы классного руководителя являются концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. В педагогической литературе определены принципы планирования работы классного руководителя.

Принципы плани­рования воспита­тельной работы

Целенаправленность и конкретность воспитательных задач; планируемые содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач

Учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их воспитанности, уровня развития и особенностей ученической группы, сложившихся традиций и др.

Преемственность, систематичность, последовательность; исключение дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы

Связь планируемой воспитательной работы с жизнью общества, с прак­тической жизнью детей, что предполагает включение учащихся в актив­ную деятельность, преобразование окружающей среды

Разнообразие содержания, форм воспитательной работы, видов деятельно­сти учащихся; целостность воздействия на сознание, чувства и поведение учащихся

Конкретность, разумная детализированность, реальность плана

Согласованность плана с другими планами школы, детских общественных организаций, внешкольных учреждений; учет воспитательного потенциала социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений и др.

Гибкость, вариативность, непрерывный характер планирования

Коллективный творческий характер планирования, участие в нем педагогов, учащихся, родителей и других

Ориентация на развитие детей, на реализацию их потребностей и интересов

Общий ход планирования может быть представлен тремя этапами (Л.В. Байбородова)

Этапы планирования

1. Составление классным руководителем проекта плана

2. Коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем; сбор предложений, идей учащихся, родителей, других педагогов, работающих в классе)

3. Внесение классным руководителем необходимых изменений в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформлении плана

Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах с учетом возрастной специфики например, «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел».

Деятельность классного руководителя по составлению плана в целом включает изучение существующих нормативных документов в области воспитания, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, передового опыта, в том числе опыта своих коллег; знакомство с другими существующими в школе планами работы с учащимися; педагогическую диагностику; составление характеристики классной группы; формулировку целей и задач воспитательной работы; отбор видов и форм воспитывающей деятельности. В результате педагог определяет содержании и различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы. Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы. Традиционная структура плана воспитательном работы классного руководителя представлена следующими разделами.

Структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя

Название раздела плана

Содержание раздела плана

Анализ состояния

воспитательной работы и характеристика классной группы

Анализируются состояние и результаты воспитательной работы за предыдущий учебный год. Характеристика классной группы содержит:

сведения о составе класса (количество учащихся, девочек, мальчиков),

состоянии здоровья, уровне воспитанности, успеваемости, работоспособности, интересах, занятости учащихся в кружках, секциях и т. д., наличии в классе учащихся из многодетных, неполных семей или нуждающихся в повышенном внимании со стороны педагогов. Приводятся также данные о сплоченности, уровне развития классной группы, о наличии актива, самоуправления (советы дел, инициативные группы), характере взаимоотношений учащихся в классе, их ценностных ориентациях и т. д. Раскрываются взаимосвязи классной группы с общешкольным коллективом

2. Воспитательные

задачи

Формулируются основные (ведущие) задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Воспитательные задачи вытекают из анализа работы; на их решение будет направлена вся планируемая работа с учащимися, родителями, педагогическим коллективом

3. Организация жизнедеятельности классного коллектива

Планируется содержание разнообразных видов деятельности классного коллектива, методы и формы их организации

4. Индивидуальная работа с учащимися

Планируется работа классного руководителя по воспитанию отдельных учащихся, по созданию наилучших условий для их развития и обучения

5. Работа с родителями учащихся

Планируются тематика и формы взаимодействия с родителями учащихся; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания учащихся; планируются формы работы с родительским комитетом, привлечения родителей к участию в жизни класса и школы

6. Взаимодействие с педагогическим коллективом

Намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе (индивидуальные беседы, консилиумы и др.)

Существуют различные подходы к оформлению раздела «Организация жизне деятельности классного коллектива» и к планированию в целом:

планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова);

по ключевым делам (В.А. Караковский);

в соответствии с целевыми комплексными программами (О.С. Газман);

календарное планирование;

план-сетка и др.

Недели четверти

Виды деятельности

Познава­тельная

Трудовая

Художественная

Спортивная

Свободное общение

1 неделя

2 неделя

Месяц

Ключевое дело месяца, подготовка к нему

Ответственный совет дела

Сентябрь

Октябрь

Недели четверти

Программы воспитания

Здоровье

Учение

Труд

Общение

Образ жизни

Досуг

в семье

в школе

1 неделя

2 неделя

Время проведения

Название мероприятия

Кто проводит

Отметка о выполнении

Разработанный в начале учебного года план воспитательной работы постоянно корректируется. В конце учебного года план работы педагога становится предмету профессионального анализа и основой для составления плана воспитательной работы на следующий учебный год.