Технология французских мастерских
Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) — французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др.), возникло более 70 лет назад. Основные цели данной технологии — овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях. Принципы, в соответствии с которыми реализуется технология французских мастерских, характеризуют образовательный процесс и профессиональную позицию педагога («мастера»). Охарактеризуем их.
Равенство всех участников образовательного процесса: мастер равен ученику в поиске знания, выполняет задания вместе со всеми; он не спешит отвечать на вопросы, предлагает информацию дозировано по мере обнаружения потребности в ней учащихся.
Добровольное включение учащихся в поисковую деятельность. Достигается с помощью специальных мотивирующих заданий, стимулирующих интеллектуальную деятельность учащихся. Мастер обращается к эмоциональной сфере учащихся, их чувствам, вызывает личную заинтересованность ученика в изучении учебной; проблемы (темы). Он специально создает развивающее пространство, позволяющее учащимся приходить к построению (открытию) нового знания. При этом знания; одного ученика обогащаются знаниями других.
Диалогичность работы мастерской, сочетание индивидуальной, групповой, и коллективной деятельности. Мастер создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, открытости и доброжелательности.
Вариативность, возможность выбора учащимися учебного материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Правило мастерской—делай, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта, и корректируй себя сам.
Проблемность в обучении. Мастер предлагает задания проблемного характера, создает ситуации парадоксальности и противоречивости.
Приоритет процесса учения над его результатами. В работе мастерской важен сам процесс творческого поиска, в котором широко применяется метод проб и ошибок. Попутно учащиеся усваивают предметные знания.
Широкое применение письма в процессе работы мастерской. По мнению французских педагогов, человек осознает себя, когда пишет. Поэтому ученики, выполняя задания в ходе мастерской, много пишут.
Официальное исключение отметок и оценок мастером учащихся. Мастер не хвалит, не порицает, не комментирует, не ставит отметок в дневник или журнал. Внешние стимулы заменяются самооценкой ученика, ее самокоррекцией.
Существуют различные алгоритмы проведения педагогических мастерских. Вместе с тем можно выделить общие этапы работы педагогической мастерской:
п/п | Название этапа | Характеристика этапа " |
1.
| Индукция
| Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение подсознания, сферы чувств, формирование личного отношения к предмету обсуждения. Достигается с помощью «индуктора» — задания (слово, образ, предмет, звук, мелодия, рисунок, текст, предмет и т п.), стимулирующего творческую деятельность ученика, требующего от него опоры на субъектный опыт (чувства, ассоциации, воспоминания и т. п.), принятия независимого решения. Предпочтительны индукторы, создающие не учебные, а реальные проблемные ситуации. В этом случае мастер сам вовлекается в поисковую деятельность наравне с учениками |
2. | Самоконструкция | Индивидуальная работа по решению проблемы: выдвижение гипотез, собственно решение, создание текстов, рисунков, выполнение проекта и т. п. Это может быть выполнение заданий, связанных с изучаемой темой или с организацией учебного процесса; создание собственных образовательных продуктов и др. Важно, что каждый участник мастерской выбирает свой способ выполнения задания, учебные материалы, темп работы |
3. | Социоконструкция | Работа в парах, группах по выполнению заданий мастера. В результате создается общий продукт вариант решения, проект, конспект, рисунок и т п. |
4. | Социализация (афиширование) | Общее обсуждение, обнародование того, что сделано индивидуально, в паре и группе; анализ различных гипотез и точек зрения. Может сопровождаться афишированием — представлением продуктов (результатов) деятельности учащихся и Мастера в аудитории и ознакомлением всех учащихся с ними |
5. | Разрыв | Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников или с культурно-историческими образцами (продуктами, созданными специалистами в соответствующих областях науки, культуры, искусства) и осознание неполноты своих знаний. Приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания, углублении в проблему и т п. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия участниками мастерской решения о развитии своего образовательного продукта, его преобразовании, отказе от него, принятии варианта, предложенного группой и т. п. |
6. | Рефлексия | Процесс осознания учащимися своей деятельности: обсуждаются применяемые в ходе мастерской или освоенные способы и методы деятельности; обозначаются нерешенные проблемы; принимаются решения о продолжении поиска решения и т а; анализируются чувства, эмоциональные состояния, возникающие в ходе работы мастерской |
Технология мастерских не требует коренной ломки сложившейся у педагога схемы обучения. Она является локальной и может применяться при изучении отдельных тем (разделов) или даже на отдельных учебных занятиях. Вместе с тем данная технология требует от педагога специальной подготовки: овладения ее философией, принципами, наличия мотивации на ее освоение и применение. Необходим также определенный уровень развития учащихся, прежде всего их информационных, творческих, исследовательских, коммуникативных умений.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью