Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
Недостатки психофизического развития, связанные с органическими нарушениями нервной и других систем организма | Дефекты органов чувств. Слабое здоровье, соматическая ослабленность. Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение. Минимальная мозговая дисфункция. Леворукость. Психопатологические отклонения | |
Недостатки психического развития личности и поведения, связанные с неблагоприятными условиями развития в основном здорового ребенка (временное отклонение от нормы) | Недостатки развития психических процессов, прежде всего мышления, познавательной деятельности. Слабое развитие эмоционально-волевой сферы личности. Отсутствие или слабое развитие познавательных потребностей, интересов, положительных учебных мотивов. Неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка. Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (например, сила и подвижность нервной системы). Повышенный уровень тревожности | |
Недостатки, связанные с низким уровнем воспи- танности личности | Недостатки в развитии направленности личности ученика, его ценностных ориентации и отношений, в том числе к учителям, коллективу, семье и другим (наличие конфликтов во взаимоотношениях). Недостаточное развитие нравственных качеств личности, необходимых для успешной учебной деятельности (ответственность, трудолюбие, аккуратность и т. п.). Повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям) | |
Недостатки, связанные с низким уровнем обученности личности | Недостаточная готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек). Пробелы в знаниях и специальных умениях. Несформированность приемов учебной деятельности | |
Основные внешние (объективные) причины неуспеваемости | ||
Недостатки учебно-воспитательного процесса Недостатки процесса обучения (содержания, методов, форм, средств, в том числе учебных программ, пособий и т. п.). Оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса Отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, методик обучения нестандартных детей. Недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). Недостаточный учет педагогом ведущего канала восприятия информации учащимися (зрительного, слухового, кинестетического, логического) | Недостатки влияния внешкольной среды Недостатки влияния семьи (неблагополучная семья). Недостатки влияния групп сверстников. Недостатки влияния социокультурного и производственного окружения; Негативное влияние СМИ, в том числе телевидения и Интернета |
Нередко учителя объясняют основную причину неуспеваемости недостатком воли, отсутствием усердия, прилежания или других качеств учащихся. Отсюда стремление учителей к таким средствам «профилактики» и «педагогической помощи», как вызов родителей, порицание и другие формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства не устраняют реальных причин неуспеваемости, а потому малоэффективны и даже вредны.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью