logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков

Дети и подростки, склонные к девиантному поведению, являются членами ученических коллективов. Они так или иначе подчиняются нормам взаимоотношений в коллективе, находятся под влиянием его ценностей. Вместе с тем существуют педагогические приемы, с помощью которых положительное коррекционное воздействие коллектива на «трудных» подростков может быть усилено.

Доверие подростку

Подростку доверяют выполнение общественного поручения, которое значимо для коллектива и в котором он сможет проявить свои знания и умения, положительные качества

Постепенное приучение к деятельности на общую пользу

Поручения подростку становятся постоянными, усложняются, мотивируются общественной значимостью

Поддержка коллекти­вистских проявлений подростка

Коллектив поощряет и одобряет усилия подростка по выполнению дел на пользу коллектива, возрастает доброжелательное отношение учащихся к нему

Недоверие подростку, осуждение его безнравственных установок и взглядов

Коллектив сомневается в целесообразности поручения каких-либо дел подростку, так как отрицательно оценивает его отдельные личностные качества, побуждая его тем самым к самокритике

Отклонение недобросовестного или некачественного выполнения работы

Коллектив предлагает переделать работу, обосновывая свое решение необходимостью и возможностью более качественного ее выполнения

Переключение критики на самокритику

Побуждение подростка к объективной самооценке своих поступков, к размышлениям о том, что вызывает в его поведении недовольство со стороны окружающих

Включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности

Формирование у подростка положительного отношения к совместным коллективным делам, умения сотрудничать с одноклассниками, организаторских и коммуникативных умений

Для предупреждения и преодоления девиантного поведения необходимо нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения). Прежде всего, необходимая коррекция общения и взаимоотношений в семьях «трудных» подростков. Существуют разные пути и средства педагогического воздействия на воспитательный потенциал семьи, семейный микроклимат, характер внутрисемейных отношений. В случае если между педагогами школы и родителями подростка с отклоняющимся поведением существует взаимопонимание, родители осознают проблемы своего ребенка, возможен прямой путь коррекционного воздействия на семью: родители принимают помощь педагогов, участвуют в мероприятиях, проводимых школой и классным руководителем в рамках педагогического просвещения и других форм работы с родителями. В противном случае (семья негативно или безразлично относится к рекомендациям и содействию педагогов в воспитании ребенка) приемлем косвенный путь коррекционно-педагогического воздействиям на семью через самих детей, через организацию совместной деятельности детей и взрослых в семье, по месту жительства, в школе. Классный руководитель, социальный педагог, психолог и другие педагоги школы помогают семье оценить внутрисемейную атмосферу, проанализировать характер семейного общения; вызывают желание изменить сложившиеся взаимоотношения в семье, показывают пути и способы этого изменения; определяют совместно с членами семьи перспективы положительного общественно значимого и привлекательного для ребенка семейного общения.

Семинар. Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости

Неуспеваемость учащихся. Дидактический, методический, психологический, медицинский аспекты проблемы. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности

Неуспеваемость: понятие

Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – изучение темы, конец четверти, полугодия, года

Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины отставания и неуспеваемости детей в школе

В каждом классе есть дети, недостаточно качественно усваивающие образовательные программы. Неуспеваемость — итоговая (комплексная) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). О неуспеваемости говорят в том случае, если школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Отставание в учении может рассматриваться как первая, в большинстве случаев обратимая стадия неуспеваемости. Отставание в учении — невыполнение учеником требований учебной программы, которое имеет место на одном из промежуточных этапов обучения внутри временного отрезка, отведенного для определения успеваемости. Неуспеваемость — итог процесса отставания. Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости, которые так или иначе отражают психологический, медицинский, дидактический и методический аспекты этой проблемы (Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, И.П. Подласый и др.).

Назовем категории детей, которые чаще всего становятся отстающими в учении или неуспевающими, являясь в этом смысле «группой риска».

«Группа риска» отставания в учении, неуспеваемости

Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психического развития (нарушением нормального темпа психического развития). Дети с ЗПР характеризуются педагогами как дети с трудностями в обучении». Причинами неуспеваемости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т. п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, потребность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; затруднение в организации целенаправленной учебной деятельности вследствие непонимания ее целей и мотивов; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность, трудности в выполнении школьных требований и другие особенности (А.Д. Гонеев). Ученик с ЗПР осознает свою несостоятельность как ученика. Это вызывает чувство страха перед наказанием, неуверенность в себе и стремление уйти в более доступную деятельность (игру). В силу указанных особенностей дети с ЗПР не могут обучаться по программам массовой школы

Социально и педагогически запушенные дети, которые в силу неправильного семейного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных микросоциальных условий оказываются недостаточно подготовленными для обучения в школе

Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: с хроническими заболеваниями, неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т. п.

Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, которые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости, агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т п.

Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной деятельности и межличностных отношениях детей

«Нестандартные « дети (развитие детей либо опережает, либо отстает от нормы), например, одаренные, с особенностями психофизического развития

B основу психологической характеристики неуспевающих школьников исследователи (Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова и др.) положили понятие обучаемости. Обучаемость — восприимчивость, способность ученика к усвоению знаний и способов учебной деятельности, решению теоретических и практических задач, в основе которой лежат особенности его мыслительной деятельности и других познавательных процессов. Различают общую (проявляется при обучении всем учебным предметам) и специальную (обнаруживается при изучении отдельных предметов) обучаемость.

Было установлено, что в основе обучаемости школьника лежат особенности его мышления, а не память и внимание, как обычно полагают учителя. Ученые составили «психологический портрет» слабоуспевающего ученика, обозначив следующие его осо­бенности: развитие словесно-логического мышления значительно отстает от наглядно-действенного; не понимает формулировок правил, поэтому формальное знание правил не приводит к правильному решению задачи; не умеет производить обобщение на основе нескольких существенных признаков; не умеет делать дедуктивные умозаключения, проводить сопоставительный анализ; не умеет произвольно управлять вниманием, при­лагать усилия к его концентрации; слабая самоорганизация.

Если не принимать меры по эффективной коррекции отставания в учении, то ученик с низкой обучаемостью все более будет отставать от одноклассников. Постепенно вырабатывается определенное отношение к нему со стороны ученического коллектива, складывается стереотипное мнение о нем учителей. У самого ученика формируется заниженная самооценка своих учебных возможностей, исчезает мотив достижения успеха, он привыкает к низким отметкам. Низкую обучаемость психологи объясняют отклонениями, лежащими в пределах нормы, или временными задержками психического развития.

Исследователи (Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский и др.) выделили три типа неуспевающих.

Типы неуспевающих школьников

I тип—учащиеся с низкой обучаемостью, которая сочетается с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника. Для них характерно слабое развитие мыслительной деятельности и преобладание репродуктивного подхода в решении учебных задач.

Различают два подтипа:

П тип — учащиеся с высокой обучаемостью, сочетающейся

с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника

Различают два подтипа:

III тип — учащиеся с низкой обучаемостью, которая сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной

или полной утрате позиции школьника Характеристика неуспевающих учащихся этого типа соединяет черты неуспевающих учащихся подтипов 1.2 и 2.2

1.1. Учащиеся,

стремящиеся

компенсировать

неуспех в учении какой-либо

практической

деятельностью,

занятие которой

откладывает от-

печаток на харак-

тер их мышления, выбор профессии. Дают себе объективную

самооценку

1.2. Учащиеся, стремящиеся избегать

всяких трудностей

в учебной деятельности, прибегающие к списыванию,

подсказкам и т. п. Аналогично относятся и к другим

видам деятельности. Имеют ограни-

ченный запас представлений об окружающем мире, не

думают о будущем

2.1. Учащиеся, которые компенсируют свой неуспех в учебной деятельности

и неблагополучное положение в коллективе вне-

классной интеллектуальной

деятельностью. Могут читать книги по астрономии, космонавтике и другие, выходящие за рамки учебной

программы. У них, как правило, не сформированы социальные мотивы учения.

Школу посещают без желания, на уроках избегают активной познавательной

деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно

2.2. Самоутверждаются в других группах сверстников, чаще всего внешкольных. Нарушают дисциплину, имеют плохую репутацию у педагогов. Им обычно свойственны интересы и склонности отрицательной социальной направленности

В педагогике (Ю. К. Бабанский, В. С. Цетлин, И. П. Подласый и др.) определены две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние, включающие, в свою очередь, причины органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения