Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
Дети и подростки, склонные к девиантному поведению, являются членами ученических коллективов. Они так или иначе подчиняются нормам взаимоотношений в коллективе, находятся под влиянием его ценностей. Вместе с тем существуют педагогические приемы, с помощью которых положительное коррекционное воздействие коллектива на «трудных» подростков может быть усилено.
Доверие подростку | Подростку доверяют выполнение общественного поручения, которое значимо для коллектива и в котором он сможет проявить свои знания и умения, положительные качества |
Постепенное приучение к деятельности на общую пользу | Поручения подростку становятся постоянными, усложняются, мотивируются общественной значимостью |
Поддержка коллективистских проявлений подростка | Коллектив поощряет и одобряет усилия подростка по выполнению дел на пользу коллектива, возрастает доброжелательное отношение учащихся к нему |
Недоверие подростку, осуждение его безнравственных установок и взглядов | Коллектив сомневается в целесообразности поручения каких-либо дел подростку, так как отрицательно оценивает его отдельные личностные качества, побуждая его тем самым к самокритике |
Отклонение недобросовестного или некачественного выполнения работы | Коллектив предлагает переделать работу, обосновывая свое решение необходимостью и возможностью более качественного ее выполнения |
Переключение критики на самокритику | Побуждение подростка к объективной самооценке своих поступков, к размышлениям о том, что вызывает в его поведении недовольство со стороны окружающих |
Включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности | Формирование у подростка положительного отношения к совместным коллективным делам, умения сотрудничать с одноклассниками, организаторских и коммуникативных умений |
Для предупреждения и преодоления девиантного поведения необходимо нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения). Прежде всего, необходимая коррекция общения и взаимоотношений в семьях «трудных» подростков. Существуют разные пути и средства педагогического воздействия на воспитательный потенциал семьи, семейный микроклимат, характер внутрисемейных отношений. В случае если между педагогами школы и родителями подростка с отклоняющимся поведением существует взаимопонимание, родители осознают проблемы своего ребенка, возможен прямой путь коррекционного воздействия на семью: родители принимают помощь педагогов, участвуют в мероприятиях, проводимых школой и классным руководителем в рамках педагогического просвещения и других форм работы с родителями. В противном случае (семья негативно или безразлично относится к рекомендациям и содействию педагогов в воспитании ребенка) приемлем косвенный путь коррекционно-педагогического воздействиям на семью через самих детей, через организацию совместной деятельности детей и взрослых в семье, по месту жительства, в школе. Классный руководитель, социальный педагог, психолог и другие педагоги школы помогают семье оценить внутрисемейную атмосферу, проанализировать характер семейного общения; вызывают желание изменить сложившиеся взаимоотношения в семье, показывают пути и способы этого изменения; определяют совместно с членами семьи перспективы положительного общественно значимого и привлекательного для ребенка семейного общения.
Семинар. Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
Неуспеваемость учащихся. Дидактический, методический, психологический, медицинский аспекты проблемы. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности
Неуспеваемость: понятие
Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – изучение темы, конец четверти, полугодия, года
Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины отставания и неуспеваемости детей в школе
В каждом классе есть дети, недостаточно качественно усваивающие образовательные программы. Неуспеваемость — итоговая (комплексная) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). О неуспеваемости говорят в том случае, если школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Отставание в учении может рассматриваться как первая, в большинстве случаев обратимая стадия неуспеваемости. Отставание в учении — невыполнение учеником требований учебной программы, которое имеет место на одном из промежуточных этапов обучения внутри временного отрезка, отведенного для определения успеваемости. Неуспеваемость — итог процесса отставания. Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости, которые так или иначе отражают психологический, медицинский, дидактический и методический аспекты этой проблемы (Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, И.П. Подласый и др.).
Назовем категории детей, которые чаще всего становятся отстающими в учении или неуспевающими, являясь в этом смысле «группой риска».
«Группа риска» отставания в учении, неуспеваемости
Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психического развития (нарушением нормального темпа психического развития). Дети с ЗПР характеризуются педагогами как дети с трудностями в обучении». Причинами неуспеваемости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т. п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, потребность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; затруднение в организации целенаправленной учебной деятельности вследствие непонимания ее целей и мотивов; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность, трудности в выполнении школьных требований и другие особенности (А.Д. Гонеев). Ученик с ЗПР осознает свою несостоятельность как ученика. Это вызывает чувство страха перед наказанием, неуверенность в себе и стремление уйти в более доступную деятельность (игру). В силу указанных особенностей дети с ЗПР не могут обучаться по программам массовой школы |
Социально и педагогически запушенные дети, которые в силу неправильного семейного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных микросоциальных условий оказываются недостаточно подготовленными для обучения в школе |
Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: с хроническими заболеваниями, неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т. п. |
Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, которые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости, агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т п. |
Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной деятельности и межличностных отношениях детей |
«Нестандартные « дети (развитие детей либо опережает, либо отстает от нормы), например, одаренные, с особенностями психофизического развития |
B основу психологической характеристики неуспевающих школьников исследователи (Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова и др.) положили понятие обучаемости. Обучаемость — восприимчивость, способность ученика к усвоению знаний и способов учебной деятельности, решению теоретических и практических задач, в основе которой лежат особенности его мыслительной деятельности и других познавательных процессов. Различают общую (проявляется при обучении всем учебным предметам) и специальную (обнаруживается при изучении отдельных предметов) обучаемость.
Было установлено, что в основе обучаемости школьника лежат особенности его мышления, а не память и внимание, как обычно полагают учителя. Ученые составили «психологический портрет» слабоуспевающего ученика, обозначив следующие его особенности: развитие словесно-логического мышления значительно отстает от наглядно-действенного; не понимает формулировок правил, поэтому формальное знание правил не приводит к правильному решению задачи; не умеет производить обобщение на основе нескольких существенных признаков; не умеет делать дедуктивные умозаключения, проводить сопоставительный анализ; не умеет произвольно управлять вниманием, прилагать усилия к его концентрации; слабая самоорганизация.
Если не принимать меры по эффективной коррекции отставания в учении, то ученик с низкой обучаемостью все более будет отставать от одноклассников. Постепенно вырабатывается определенное отношение к нему со стороны ученического коллектива, складывается стереотипное мнение о нем учителей. У самого ученика формируется заниженная самооценка своих учебных возможностей, исчезает мотив достижения успеха, он привыкает к низким отметкам. Низкую обучаемость психологи объясняют отклонениями, лежащими в пределах нормы, или временными задержками психического развития.
Исследователи (Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский и др.) выделили три типа неуспевающих.
Типы неуспевающих школьников | ||||
I тип—учащиеся с низкой обучаемостью, которая сочетается с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника. Для них характерно слабое развитие мыслительной деятельности и преобладание репродуктивного подхода в решении учебных задач. Различают два подтипа: | П тип — учащиеся с высокой обучаемостью, сочетающейся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника Различают два подтипа: | III тип — учащиеся с низкой обучаемостью, которая сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника Характеристика неуспевающих учащихся этого типа соединяет черты неуспевающих учащихся подтипов 1.2 и 2.2 | ||
1.1. Учащиеся, стремящиеся компенсировать неуспех в учении какой-либо практической деятельностью, занятие которой откладывает от- печаток на харак- тер их мышления, выбор профессии. Дают себе объективную самооценку | 1.2. Учащиеся, стремящиеся избегать всяких трудностей в учебной деятельности, прибегающие к списыванию, подсказкам и т. п. Аналогично относятся и к другим видам деятельности. Имеют ограни- ченный запас представлений об окружающем мире, не думают о будущем | 2.1. Учащиеся, которые компенсируют свой неуспех в учебной деятельности и неблагополучное положение в коллективе вне- классной интеллектуальной деятельностью. Могут читать книги по астрономии, космонавтике и другие, выходящие за рамки учебной программы. У них, как правило, не сформированы социальные мотивы учения. Школу посещают без желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно | 2.2. Самоутверждаются в других группах сверстников, чаще всего внешкольных. Нарушают дисциплину, имеют плохую репутацию у педагогов. Им обычно свойственны интересы и склонности отрицательной социальной направленности |
|
В педагогике (Ю. К. Бабанский, В. С. Цетлин, И. П. Подласый и др.) определены две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние, включающие, в свою очередь, причины органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью