logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий

Понятие «альтернативная педагогическая технология» рассматривается исследователями (Г.К. Селевко. и др.) в широком (нестрогом) и узком (строгом) смысле

Альтернативные педагогические технологии

В широком смысле — это технологии, которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения рассматривать как альтернативную педагогическую технологию

В узком смысле — это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического процесса

Например, альтернативами классно-урочной системе являются: отказ от ее ор­ганизационных атрибутов и характеристик (деления на классы по возрастному принципу, обязательности посещения занятий, стандартов, учебных программ, экзаменов, отметок и т. д.); деятельность разновозрастных групп и объединений; коллективная система обучения; уровневая и другие виды дифференциации и индивидуализации; тесная интеграция образования с окружающим миром («открытые школы») и другое. Альтернативой игнорированию закономерностей развития ребенка, ограничению физического движения и общения детей на уроке, непосильной умственной нагрузке, которые свойственны традиционному обучению, будут технологии, учитывающие природосообразность как педагогический принцип. Согласно ему, воспитатель в своей деятельности опирается на факторы естественного, природного развития ребенка. Альтернатива авторитарности, подчиненному положению ребенка по отношению к педагогу — педагогические технологии, реализующие концепцию свободного воспитания (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др.).

Дадим общую характеристику альтернативных педагогических систем (технологий) в зарубежной педагогике: вальдорфской педагогики Р. Штейнера, технологии саморазвития М. Монтессори, технологии свободного труда С. Френе, Дальтон-технологии, технологии французских мастерских. Эти педагогические системы (технологии) возникли в начале XX века в русле идей реформаторской педагогики как протест против традиционной педагогики с ее оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, ограничением активности и самостоятельности ученика. Философским основанием реформаторской педагогики были новые философские направления того времени: антропософия, экзистенциализм, прагматизм и другие. Для них характерно новое осмысление сущности человека как единства телесного, душевного и духовного начал; отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; развитие свободной коммуникации.

Базис реформаторской педагогики составили три альтернативных подхода.

Альтернативные подходы в реформаторской педагогике

Подход к личности ребенка как уникальной по своей природе и имеющей право на индивидуальное развитие. Ребенок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями,

которые реализуются

только при благоприятных условиях

Подход к организации

школы, учитывающей

здоровье ребенка, его стремление к знаниям;

развитие его творческих возможностей,

стремление к полной реализации

Подход к школе как к системе, открытой для общественной жизни. Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими отношениями, школьные кооперативы и т. п.) способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми