Поведенческие отклонения в развитии детей
Агрессивное поведение (агрессия) относится к поведенческим отклонениям, к формам девиантного поведения. Агрессивное поведение — целенаправленной деструктивное (разрушительное) поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п. Агрессивность — это состояние, которое характеризуется устойчивым намерением индивида нанести другим людям физический или психотравмирующий вред и сопровождается враждебностью, гневом, ненавистью.
Агрессивность в той или иной степени свойственна всем людям. «Доброкачественная» агрессия (Э. Фромм) является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. «Злокачественная» агрессия (Э. Фромм) проявляется в деструктивности, жестокости, ее целью является получение удовольствия.
По форме выражения различают: а) физическую агрессию (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта; б) вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик и т. п.), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие и т. п.). По направленности на объект или субъект бывает: а), прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта (безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение) или субъекта; б) косвенная агрессия — действия опосредованно (окольным путем) направлены на другое лицо (злобные шутки, сплетни и т. п.) или ни на кого не направлены (неупорядоченные взрывы ярости в форме крика, топота ногами, битья кулаками по столу и т. п.); в) аутоагрессия — выражение обвинений или требований самому себе, нанесение себе телесных повреждений или самоубийство.
В коррекционной педагогике выявлены факторы детской агрессивности: 1) врожденная склонность (полагают, что наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии); 2) неблагоприятные условия существования (боль, жара, загрязнение окружающей среды и т. п.); 3) агрессивное поведение окружающих взрослых (родителей, педагогов и др.), поощрение взрослыми агрессивного поведения детей; 4) агрессивные игры; 5) агрессивность и агрессивное поведение группы; 6) массовая культура, в том числе средства массовой информации. В качестве причин агрессивного поведения детей и подростков также называют (И.П. Подласый и др.): естественную реакцию ребенка на унижение его достоинства (насмешки, издевательства и т. п.); ограничение свободы и самостоятельности, чрезмерная опека, подавление инициативы ребенка взрослыми; соперничество между детьми с целью добиться превосходства; проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество; результат депривации и фрустрации (с помощью агрессии ребенок пытается освободиться от переживания своих неудач, отомстить за них другим людям); выраженную направленность на других (экстраверсия) как черту характера.
Детская агрессия устраняется, если правильно установлены и устранены породившие ее причины. Нередко при этом требуются консультации специалистов (врачей, психологов и др.). Педагог может распознать агрессивность по следующим признакам: упрямство, постоянные возражения, отказы от поручений, игнорирование просьб учителя; драчливость; длительная или постоянная подавленность, раздраженность; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; жестокое обращение с животными; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять другого; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка. Специалисты советуют педагогам и родителям в общении с детьми с повышенной агрессивностью быть сдержанными и терпеливыми. Наказывать агрессивных детей, применять слишком суровые наказания — пустая трата времени и сил. Важно поставить ребенка, склонного к агрессии, в такие условия, в которых нежелательное поведение не приветствуется (игнорируется), а нормальное (неагрессивное) поощряется. Необходимо обучить таких детей эффективным методикам снятия эмоциональной напряженности, замещения агрессивных переживаний, а также переключить их активность в конструктивное русло, опираясь на их склонности, способности, интересы.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью