logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Профилактика: понятие

Профилактика в технологиях работы с детьми с проблемами связана с установлением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии и социализации личности ребёнка.

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена прежде всего на ребёнка и его микросоциальное окружение.

Профилактика - это система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений. Педагогическая профилактика включает меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного иного воспитания, а также целенаправленную работу с подростками, которые имеют отклонения в поведении от нравственных и правовых норм. Она связана:

- с предупреждением противоправного поведения - это деятельность, направленная на формирование у учащихся ценностных ориентации, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам;

- с педагогической поддержкой - это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. Мешающих ему нормально функционировать в обществе. Сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни;

- с коррекцией - психолого-педагогическая работа с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений

Наиболее известные в отечественной и зарубежной практике технологии воспитательно-профилактической работы со школьниками: педагогической поддержки, воспитательного воздействия, разрешения конфликта в отношениях «учитель-учащийся» и «учащийся-учащийся», педагогического требования, вовлечения подростков в продуктивную творческую деятельность, смены социального окружения, коррекции нарушений поведения примирения или разрешения конфликта преступника и жертвы, работы с детьми осложненного поведения, формирования отношений доверия в классном коллективе и др.

Технология профилактики отклоняющегося поведения учащихся представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на оказание помощи учащемуся, попавшему в социально опасное положение, в осознании себя полноправным членом общества, в формировании его ответственности перед собой, другими людьми, обществом, государством. Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный.