logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технология саморазвития м. Монтессори

М. Монтессори (1870—1952) видный итальянский врач, философ, педагог, оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и практики XX века. Анализируя систему школьного образования своего времени, М. Монтессори пришла к выводу, что «каждая система школьного воспитания вредит нормальному развитию ребенка». Она решила построить свою педагогическую теорию на основе наблюдений поведения детей, их потребностей и интересов. Свою педагогическую концепцию М. Монтессори реализовала в созданном ею «Доме ребенка» (1907).

Назовем принципы технологии саморазвития (в формулировке М. Монтессори).

Свобода понимается как свобода роста, развития ребенка; учитель отказывается от миссии обучать детей, создает им условия для свободного саморазвития и освоения человеческой культуры.

Индивидуальность — прокладывание ребенком своего пути к независимости, самостоятельности.

Самостоятельность —суть принципа отражена в девизе педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В этом обращении ребенка ко взрослому выражена его позиция в данной педагогической системе. Позиция же педагога — «Жди и наблюдай».

Интерес (принцип организации педагогической среды): среда должна вызывать у ребенка не только интерес, но и рост этого интереса.

Стремление к познанию, самораскрытию, самостоятельности заложено в ребенке изначально. Поэтому «необходимо исключить вмешательство взрослых в естественный процесс развития ребенка». Задача воспитателя состоит лишь в том, чтобы облегчить направить это развитие

В первые три года жизни ребенок приобретает человеческие способности, основу интеллекта, память, языковые навыки, умение управлять своими движениями. В то же время он «приспосабливает формирующегося в нем человека к окружающим условиям»

Механизм, с помощью которого ребенок «строит» сам себя, — это «впитывающий разум». Ребенок «впитывает» знания посредством органов чувств в процессе свободного взаимодействия с окружающей средой. В предметной и социальной среде он находит то, что необходимо ему для полноценного развития. Среда предоставляет малышу материалы, помогающие ему организовать свою деятельность по овладению человеческой культурой и стимулирующие его к самообучению

Окружающая среда должна помочь ребенку научиться сосредоточиваться на какой-либо деятельности, а для этого в ней должны быть элементы, способные вызвать интерес ребенка и рост этого интереса

Первой проблемой обучения является создание такой развивающей среды (в том числе дидактических материалов), которая способствовала бы развитию функций, данных ребенку природой. Для этого воспитателю требуется знание законов развития детской психики

В соответствии с концепцией возрастной сензитивности, которая лежит в основе Монтессори-педагогики, на дошкольный возраст выпадают сензитивные периоды развития речи (от 0 до 6 лет), восприятия порядка (от 0 до 3 лет), сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет), развития движений и действий (от 1 года до 4 лет), восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет), развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Развитие моторики и сенсорики способствует общему, эмоциональному и речевому развитию ребенка. Поэтому дидактические материалы разрабатываются для развития каждой сферы чувств

Большое значение в педагогической системе Монтессори придается физическому и сенсорному воспитанию — воспитанию органов чувств и развитию моторики. Ею разработана серия дидактических материалов, отвечающих спонтанному стремлению ребенка к движению. Это различные кубики, цилиндры, тела разной формы, толщины, высоты, объема; рамки для упражнений в застегивании, шнуровании, завязывании и т. п.; дощечки и куски материи разной степени шероховатости; разного роды шумы, колокольчики, звонки; мотки цветной шерсти и т. п., а также математические материалы; материалы для развития речи, подготовки к письму; материалы для естественнонаучного («космического») воспитания и др.

Занятия ребенка с дидактическими материалами Монтессори называла «уроками». Ребенок имеет возможность самодеятельности, свободу выбора материала и действий с ним, индивидуальный темп обучения. Действуя самостоятельно, он приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить пути ее достижения, контролировать свои ошибки, учится сравнивать, самостоятельно мыслить, упражняет внимание и т п.

В настоящее время существуют не только детские сады, но и начальные Монтессори-школы (до 12 лет). Образовательный процесс в них строится на тех же концептуальных основах и принципах, что и в дошкольных учреждениях. В Монтессори - школе нет единых программ обучения (каждый осуществляет свой уникальный путь развития), уроков (объяснения нового материала, проверки и контроля знаний, отметок и т. д.) и домашних заданий в традиционном понимании. Отдельные методические приемы технологии саморазвития применяются в других локальных технологиях и частных методиках (обучения чтению, письму и т. п.).

В современный период идеи М. Монтессори переживают второе рождение. Особенно популярны начальные школы Монтессори в Германии и Нидерландах. «Центры Мон­тессори» организуют семинары для учителей в различных странах мира, в том числе и в Беларуси. Популяризирует идеи М. Монтессори Международная Ассоциация Монтессори, имеющая при ЮНЕСКО консультативный статус.