logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технологии группового и коллективного обучения

Организационная система обучения, включающая индивидуально-обособленную, парную, групповую формы обучения при преобладании последней, называется групповой системой обучения. Примером групповой системы обучения является классно-урочная система. Структура коллективной системы обучения состоит из четырех общих форм обучения: индивидуально-обособленной, парной, групповой, коллективной. Однако ведущее значение приобретает коллективная форма обучения: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализована в опыте ряда педагогов (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, А.С. Границкой и др.).

Традиционными и имеющими более длительную историю являются технологий на основе групповой формы обучения. При этом рассматриваются групповые формы в широком значении, основанные на фронтальной общеклассной работе, которая направлена на решение общих задач, и в узком значении — групповая работа в малых группах (звеньях, бригадах и т. п.), на которые делятся учащиеся класса. Собственно групповыми технологиями является организация работы учащихся класса в малых группах.

Технология группового обучения — технология обучения, основанная на структуре группового общения и делении класса на группы (звенья, бригады и т. п.) для решения конкретных учебных задач под руководством учеников (консультантов) или учителя. Для групповой технологии обучения свойственны следующие особенности (И.Б. Первин, X.Й. Лийметс и др.): класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; численность группы обычно от 3 до 8 человек; преобладает групповая структура общения (один говорит, все слушают); каждая группа получает определенное задание (группы могут выполнять одно и то же задание, разные задания или часть общеклассного задания), которое выполняется под руководством кого-либо из учеников (консультанта) или учителя; состав групп и их руководители подбираются с учетом объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данной теме, а также совместимости; поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение к другим членам группы за советом и т. п.; оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы в выполнение группового задания; подводятся итоги работы групп на уроке; вырабатываются правила работы и учащиеся обучаются их выполнению; учитель отвечает на возникающие у групп и отдельных учащихся вопросы; контролирует и регулирует ход, порядок работы в группах; в случае необходимости оказывает помощь отдельным группам или учащимся.

Разработан общий алгоритм организации групповой работы учащихся на уроке (по Г.К. Селевко).

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРУППОВОГО ЗАДАНИЯ:

постановка задачи;

установление (повторение) правил работы;

инструктаж о последовательности работы;

обеспечение групп раздаточным материалом

РАБОТА В ГРУППАХ:

ознакомление с материалом; планирование работы в группе;

распределение заданий внутри группы, указание времени его выполнения;

выполнение заданий каждым членом группы;

обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;

обсуждение результатов выполнения общего задания группы и подведение итогов

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

сообщение групп о результатах своей работы;

анализ результатов работы всех групп, рефлексия;

подведение учителем итогов работы всех групп и класса в целом по решению дидактических задач урока

Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. В качестве примера рассмотрим технологию группового опроса, который обычно проводится после завершения определенного раздела программы с целью повторения и закрепления материала. Он организуется на уроке или после него. Учитель составляет перечень вопросов, в соответствии с которым консультант в ходе группового опроса спрашивает каждого члена своей группы. Остальные члены группы при этом комментируют, дополняют и совместно оценивают ответы ученика. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Групповой опрос не только позволяет в течение урока выявить знания всех учащихся, но и способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за результаты своей учебной деятельности. Для эффективной реализации технологии группового обучения педагог должен хорошо знать класс (уровень обученности и воспитанности, особенности межличностных отношений в классе), систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т. д.).

Технология обучения на основе коллективной формы обучения имеет не столь длительную историю, как рассмотренная выше технология группового обучения, хотя идея обучения учеников самими учениками появилась еще в древности. В XIX веке она была воплощена в Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения, суть которой в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали остальных учащихся. Такая система обучения не обеспечивала необходимого качества обучения и не получила большого распространения.

Автором технологии обучения на основе коллективной формы (способов) обучения является педагог-новатор А.Г. Ривин (1877—1944), который впервые организовал кол­лективное обучение в 1918 году на хуторе Корнин под Киевом. Здесь в течение года осуществлялось обучение учащихся в возрасте от 10 до 16 лет в парах сменного состава и микрогруппах. В результате был создан разновозрастный самообучающийся самоуправляющийся детский коллектив, который работал под общим руководством педагога. Однако методика обучения на основе коллективной формы педагогического процесса не была должным образом принята и оценена современниками. А.Г. Ривин, а затем и современный теоретик рассматриваемой технологии обучения В.К. Дьяченко развили идею взаимного обучения, включив учащихся в общение в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика. Современная технология коллективного обучения — технология обучения, предполагающая организацию учебно-познавательной деятельности учащихся в парах сменного состава и соблюдение принципов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимоуправления.

Для понимания сущности и особенностей рассматриваемой технологии сравним ее с технологией обучения, основанной на групповой форме (в широком значении педагогического процесса, в которой доминирует групповое общение, то есть один говорящий обучает одновременно несколько (до 30 и более) человек (по В.К. Дьяченко).

Сравнение технологии коллективного обучения с технологией обучения на основе групповой формы педагогического процесса

Характер

особенностей

технологии

Технология обучения на основе

групповой формы

педагогического процесса

Технология обучения на основе коллективной формы педагогического процесса

1. Организационные

Четкость, упорядоченность;

в каждый момент времени говорит один;

общение учащихся отсутствует или эпизодично, преобладает молчание;

постоянное рабочее место

Отсутствует;

говорят все;

общаются все, рабочий шум;

смена рабочего места

2. Дидактические

Обучает педагог;

предлагается сразу весь материал для всех;

недостаточная самостоятельность;

сотрудничество отсутствует;

усвоение и применение знаний отдалены во времени

Обучают ученики;

разный материал и разный темп;

полная самостоятельность;

сотрудничество — основа обу­чения;

усвоение и применение знаний максимально приближены во вре­мени

3. Развивающие

Обучение не учитывает индивидуальные особенности учащихся, ориентировано на средние способности;

специально не учатся выступать, рассуждать, доказывать;

не умеют и специально не учатся объяснять

Обучение в соответствии с индивидуальными особенностями;

учатся выступать, рассуждают,

доказывать;

развивают педагогические способности

4. Воспитательные

Каждый учится для себя;

не формируются отношения ответственной зависимости (преобладают неколлективистские отношения)

Каждый учится и для себя, и для других;

складываются отношения ответственной зависимости (коллективистские отношения)

А.Г. Ривин разработал и применил несколько вариантов технологии коллективного обучения: изучение текстового материала по любому учебному предмету, взаимопередача текстов, взаимообмен заданиями, взаимные диктанты, разучивание стихотворений в сменных парах, выполнение упражнений в парах, изучение ино­странного языка и др.

Приведем описание технологии коллективного изучения текста (учебного материала) по любому учебному предмету.

Изучение текстового материала по технологии коллективного обучения

Этапы работы по изучению текста

Содержание работы

1. Работа по изучению первой части

1. Два ученика (например, сидящие за одной партой) изучают первую

часть:

один читает текст, другой следит по тексту;

обсуждают, один пересказывает, другой дополняет, уточняет;

озаглавливают эту часть текста, составляют ее план;

записывают название первой части и ее план в тетрадь;

каждый из учеников находит нового партнера (можно и по совету учителя) для работы над второй частью текста

2. Работа по изучению второй и последующих частей текста, кроме последней

2. В новой паре ученики:

кратко повторяют содержание предыдущей (первой) части текста: сверяют и уточняют планы; один пересказывает предыдущую часть, другой следит за изложением, поправляет, дополняет,

работают над второй (последующей) частью текста аналогично тому, как работали над первой (предыдущей) частью (см. п. 1.);

находят и образуют новые пары по изучению последующей части текста, кроме последней

3. Работа по изучению последней части текста

Образовав последнюю пару, ученики:

работают над последней частью текста (см. п. 2);

излагают материал всего текста, отвечают на вопросы друг друга,

выполняют необходимые задания и т. п.;

сообщают дежурному, диспетчеру и учителю о завершении работы

4. Работа в малых

группах

Формируют малые группы (4—6 человек), в которых:

избирают ведущего;

ведущий предоставляет каждому, в том числе и себе, слово для изложения всего материала (текста);

группа каждому выставляет отметку;

ведущий передает учителю список с отметками

5. Зачет

Учитель или ученик-консультант проверяют знания нескольких учащихся (по выбору). Отметки переносятся в классный журнал

Предварительно учитель составляет маршрут изучения текста из учебника. Для этого он делит материал на 3—6 частей, объем которых зависит от возраста учащихся. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе.

Проведенные исследования и образовательная практика показывают, что наибольший педагогический эффект в учебно-воспитательном процессе достигается в том случае, когда коллективные формы обучения занимают 60—70 % всего учебного времени, а групповые — 30—40 %. Технология обучения в парах сменного состава имеет самостоятельный характер, но может реализоваться как проникающая в рамках других технологий обучения.

Семинар. Блочная система обучения

Технология программированного обучения. Виды обучающих программ

Программированное обучение: понятие и принципы

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Принципы: определенная иерархия управляющих устройств, деления материала на малые части, принципа обратной связи, осуществлении пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала, принцип индивидуального темпа и управления в обучении, использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов

Модульная технология обучения: особенности содержания и структуры

Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение.

Представление своего учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

Составление технологической карты на каждый класс, включающей: стержневые линии, ведущие знания, второстепенные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений.

Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей в модульной программе. Каждой дается свое название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: знания, умения и значение этих знаний для последующего усвоения учебного содержания, для жизненной практики и профессиональной ориентации, а главное – для развития личности школьника. Выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (также на трех уровнях) для каждого модуля и отбор его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивание системы модулей.

Градация интегрирующих целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. В результате возникает дерево целей: комплексная дидактическая цель – интегрирующие цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Построение самого модуля. Оно начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем дается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.

Далее определяются все частные дидактические цели и создаем учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика (на 2 – 3 уроках) и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний. В теоретико-содержательном компоненте модуля учебная информация представляется на основе технологий сгущения, таких как опорные конспекты, граф-структуры тезауруса понятий, фреймовые концепты и т.д.

Следующий элемент модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

Последний элемент – выходной контроль. Его смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.