Технологии группового и коллективного обучения
Организационная система обучения, включающая индивидуально-обособленную, парную, групповую формы обучения при преобладании последней, называется групповой системой обучения. Примером групповой системы обучения является классно-урочная система. Структура коллективной системы обучения состоит из четырех общих форм обучения: индивидуально-обособленной, парной, групповой, коллективной. Однако ведущее значение приобретает коллективная форма обучения: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализована в опыте ряда педагогов (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, А.С. Границкой и др.).
Традиционными и имеющими более длительную историю являются технологий на основе групповой формы обучения. При этом рассматриваются групповые формы в широком значении, основанные на фронтальной общеклассной работе, которая направлена на решение общих задач, и в узком значении — групповая работа в малых группах (звеньях, бригадах и т. п.), на которые делятся учащиеся класса. Собственно групповыми технологиями является организация работы учащихся класса в малых группах.
Технология группового обучения — технология обучения, основанная на структуре группового общения и делении класса на группы (звенья, бригады и т. п.) для решения конкретных учебных задач под руководством учеников (консультантов) или учителя. Для групповой технологии обучения свойственны следующие особенности (И.Б. Первин, X.Й. Лийметс и др.): класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; численность группы обычно от 3 до 8 человек; преобладает групповая структура общения (один говорит, все слушают); каждая группа получает определенное задание (группы могут выполнять одно и то же задание, разные задания или часть общеклассного задания), которое выполняется под руководством кого-либо из учеников (консультанта) или учителя; состав групп и их руководители подбираются с учетом объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данной теме, а также совместимости; поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение к другим членам группы за советом и т. п.; оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы в выполнение группового задания; подводятся итоги работы групп на уроке; вырабатываются правила работы и учащиеся обучаются их выполнению; учитель отвечает на возникающие у групп и отдельных учащихся вопросы; контролирует и регулирует ход, порядок работы в группах; в случае необходимости оказывает помощь отдельным группам или учащимся.
Разработан общий алгоритм организации групповой работы учащихся на уроке (по Г.К. Селевко).
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРУППОВОГО ЗАДАНИЯ: постановка задачи; установление (повторение) правил работы; инструктаж о последовательности работы; обеспечение групп раздаточным материалом |
РАБОТА В ГРУППАХ: ознакомление с материалом; планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы, указание времени его выполнения; выполнение заданий каждым членом группы; обсуждение результатов индивидуальной работы в группе; обсуждение результатов выполнения общего задания группы и подведение итогов |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: сообщение групп о результатах своей работы; анализ результатов работы всех групп, рефлексия; подведение учителем итогов работы всех групп и класса в целом по решению дидактических задач урока |
Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. В качестве примера рассмотрим технологию группового опроса, который обычно проводится после завершения определенного раздела программы с целью повторения и закрепления материала. Он организуется на уроке или после него. Учитель составляет перечень вопросов, в соответствии с которым консультант в ходе группового опроса спрашивает каждого члена своей группы. Остальные члены группы при этом комментируют, дополняют и совместно оценивают ответы ученика. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Групповой опрос не только позволяет в течение урока выявить знания всех учащихся, но и способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за результаты своей учебной деятельности. Для эффективной реализации технологии группового обучения педагог должен хорошо знать класс (уровень обученности и воспитанности, особенности межличностных отношений в классе), систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т. д.).
Технология обучения на основе коллективной формы обучения имеет не столь длительную историю, как рассмотренная выше технология группового обучения, хотя идея обучения учеников самими учениками появилась еще в древности. В XIX веке она была воплощена в Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения, суть которой в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали остальных учащихся. Такая система обучения не обеспечивала необходимого качества обучения и не получила большого распространения.
Автором технологии обучения на основе коллективной формы (способов) обучения является педагог-новатор А.Г. Ривин (1877—1944), который впервые организовал коллективное обучение в 1918 году на хуторе Корнин под Киевом. Здесь в течение года осуществлялось обучение учащихся в возрасте от 10 до 16 лет в парах сменного состава и микрогруппах. В результате был создан разновозрастный самообучающийся самоуправляющийся детский коллектив, который работал под общим руководством педагога. Однако методика обучения на основе коллективной формы педагогического процесса не была должным образом принята и оценена современниками. А.Г. Ривин, а затем и современный теоретик рассматриваемой технологии обучения В.К. Дьяченко развили идею взаимного обучения, включив учащихся в общение в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика. Современная технология коллективного обучения — технология обучения, предполагающая организацию учебно-познавательной деятельности учащихся в парах сменного состава и соблюдение принципов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимоуправления.
Для понимания сущности и особенностей рассматриваемой технологии сравним ее с технологией обучения, основанной на групповой форме (в широком значении педагогического процесса, в которой доминирует групповое общение, то есть один говорящий обучает одновременно несколько (до 30 и более) человек (по В.К. Дьяченко).
Сравнение технологии коллективного обучения с технологией обучения на основе групповой формы педагогического процесса
Характер особенностей технологии | Технология обучения на основе групповой формы педагогического процесса | Технология обучения на основе коллективной формы педагогического процесса |
1. Организационные | Четкость, упорядоченность; в каждый момент времени говорит один; общение учащихся отсутствует или эпизодично, преобладает молчание; постоянное рабочее место | Отсутствует; говорят все; общаются все, рабочий шум; смена рабочего места |
2. Дидактические | Обучает педагог; предлагается сразу весь материал для всех; недостаточная самостоятельность; сотрудничество отсутствует; усвоение и применение знаний отдалены во времени | Обучают ученики; разный материал и разный темп; полная самостоятельность; сотрудничество — основа обучения; усвоение и применение знаний максимально приближены во времени |
3. Развивающие | Обучение не учитывает индивидуальные особенности учащихся, ориентировано на средние способности; специально не учатся выступать, рассуждать, доказывать; не умеют и специально не учатся объяснять | Обучение в соответствии с индивидуальными особенностями; учатся выступать, рассуждают, доказывать; развивают педагогические способности |
4. Воспитательные | Каждый учится для себя; не формируются отношения ответственной зависимости (преобладают неколлективистские отношения) | Каждый учится и для себя, и для других; складываются отношения ответственной зависимости (коллективистские отношения) |
А.Г. Ривин разработал и применил несколько вариантов технологии коллективного обучения: изучение текстового материала по любому учебному предмету, взаимопередача текстов, взаимообмен заданиями, взаимные диктанты, разучивание стихотворений в сменных парах, выполнение упражнений в парах, изучение иностранного языка и др.
Приведем описание технологии коллективного изучения текста (учебного материала) по любому учебному предмету.
Изучение текстового материала по технологии коллективного обучения
Этапы работы по изучению текста | Содержание работы |
1. Работа по изучению первой части | 1. Два ученика (например, сидящие за одной партой) изучают первую часть: один читает текст, другой следит по тексту; обсуждают, один пересказывает, другой дополняет, уточняет; озаглавливают эту часть текста, составляют ее план; записывают название первой части и ее план в тетрадь; каждый из учеников находит нового партнера (можно и по совету учителя) для работы над второй частью текста |
2. Работа по изучению второй и последующих частей текста, кроме последней | 2. В новой паре ученики: кратко повторяют содержание предыдущей (первой) части текста: сверяют и уточняют планы; один пересказывает предыдущую часть, другой следит за изложением, поправляет, дополняет, работают над второй (последующей) частью текста аналогично тому, как работали над первой (предыдущей) частью (см. п. 1.); находят и образуют новые пары по изучению последующей части текста, кроме последней |
3. Работа по изучению последней части текста | Образовав последнюю пару, ученики: работают над последней частью текста (см. п. 2); излагают материал всего текста, отвечают на вопросы друг друга, выполняют необходимые задания и т. п.; сообщают дежурному, диспетчеру и учителю о завершении работы |
4. Работа в малых группах | Формируют малые группы (4—6 человек), в которых: избирают ведущего; ведущий предоставляет каждому, в том числе и себе, слово для изложения всего материала (текста); группа каждому выставляет отметку; ведущий передает учителю список с отметками |
5. Зачет | Учитель или ученик-консультант проверяют знания нескольких учащихся (по выбору). Отметки переносятся в классный журнал |
Предварительно учитель составляет маршрут изучения текста из учебника. Для этого он делит материал на 3—6 частей, объем которых зависит от возраста учащихся. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе.
Проведенные исследования и образовательная практика показывают, что наибольший педагогический эффект в учебно-воспитательном процессе достигается в том случае, когда коллективные формы обучения занимают 60—70 % всего учебного времени, а групповые — 30—40 %. Технология обучения в парах сменного состава имеет самостоятельный характер, но может реализоваться как проникающая в рамках других технологий обучения.
Семинар. Блочная система обучения
Технология программированного обучения. Виды обучающих программ
Программированное обучение: понятие и принципы
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
Принципы: определенная иерархия управляющих устройств, деления материала на малые части, принципа обратной связи, осуществлении пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала, принцип индивидуального темпа и управления в обучении, использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов
Модульная технология обучения: особенности содержания и структуры
Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Последовательность действий учителя при подготовке к переходу на модульное обучение.
Представление своего учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.
Составление технологической карты на каждый класс, включающей: стержневые линии, ведущие знания, второстепенные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений.
Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей в модульной программе. Каждой дается свое название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: знания, умения и значение этих знаний для последующего усвоения учебного содержания, для жизненной практики и профессиональной ориентации, а главное – для развития личности школьника. Выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (также на трех уровнях) для каждого модуля и отбор его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивание системы модулей.
Градация интегрирующих целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. В результате возникает дерево целей: комплексная дидактическая цель – интегрирующие цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.
Построение самого модуля. Оно начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем дается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.
Далее определяются все частные дидактические цели и создаем учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика (на 2 – 3 уроках) и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний. В теоретико-содержательном компоненте модуля учебная информация представляется на основе технологий сгущения, таких как опорные конспекты, граф-структуры тезауруса понятий, фреймовые концепты и т.д.
Следующий элемент модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
Последний элемент – выходной контроль. Его смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью