Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
Основой большинства различных подходов к предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся являются: реализация личностно ориентированной парадигмы образования; учет индивидуальных особенностей неуспевающих школьников; психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, умений и навыков учебного труда; создание условий для развития мышления и памяти учащихся, снижения уровня их школьной тревожности; создание для таких школьников ситуаций успеха в учебной деятельности, убеждение в значимости знаний и умений. Проверенными средствами предупреждения и коррекции неуспеваемости являются технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, технология полного усвоения темы урока, технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, технологии на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технологии коллективного обучения, обучения в малых группах и др.
До недавнего времени одной из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости была организация дополнительных занятий с отстающими учащимися во внеурочное время, обычно без учета причин их отставания. Практика показала, что экстенсивный подход (увеличение учебной нагрузки) в решении проблемы неуспеваемости не эффективен, так как он не сопровождается улучшением качества обучения.
Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. Основная помощь неуспевающим школьникам первого типа, для которых характерна низкая обучаемость, заключается в формировании приемов учебно-познавательной деятельности, а также в перестройке тех особенностей мыслительными деятельности, которые тормозят успешное обучение. С этой целью рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов: внимания, памяти, отдельных мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения и т. д.), а также занятия по формированию учебных навыков (алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.). Эти детям как правило, болезненно переживают свои неудачи, поэтому надо вместе с ними радоваться каждой малейшей победе, каждому продвижению вперед.
Неуспевающим учащимся второго типа достаточно изменить свое отношение к обучению, нежелание учиться для того, чтобы возросла продуктивность их учебной деятельности. Поэтому целесообразно начинать преодоление неуспеваемости учащихся этой группы с воспитательной работы, основной целью которой будет развитие учебной мотивации. В работе с неуспевающими учащимися третьего типа — самой сложной группой неуспевающих — наряду с вышеназванными подходами следует придерживаться следующей стратегии (В.А. Сухомлинский, Р. Бернс и др.). Для того чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы ;он не чувствовал себя обделенным, необходимо выявить его сильные стороны, положительные качества и найти такую сферу его жизнедеятельности, где эти сильные стороны (способности, умения) и качества будут проявляться в полной мере.
Для определенной группы учащихся основная причина трудностей в учении — слабое здоровье. Такие дети быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Учитель должен знать учеников с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Для этого он деликатно сотрудничает с родителями, школьный» врачом, наблюдает за вниманием учащихся на уроке, степенью их утомляемости. Информированность о здоровье детей помогает избежать потери их интереса к предмету и учебной деятельности, предупредить отставание и неуспеваемость.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что включение их в посильную интересную работу на уроке и вне его способствует преодолению неуспеваемости.
Современная дидактика предлагает следующие основные пути преодоления неуспеваемости: педагогическая профилактика (поиски оптимальных педагогических систем, педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм
обучения); педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и умениях); педагогическая терапия (осуществляются меры по устранению отставания в учении); воспитательная работа (планируется и проводится индивидуальная воспитательная работа, а также работа с семьей школьника).
Собственно коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности.
Коррекционная помощь учащимся в устранении пробелов в знаниях и умениях
Признаки отставания в учении | Коррекционная помощь |
Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя. Не может выделить плавные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т. п. | Повторить объяснение материала, максимально разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали |
Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации | Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схемы, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно |
Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации | Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения |
Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т. п.) | Разъяснять назначение данных умений; систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности) |
В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения.
Профилактика отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения. Так, в процессе объяснения нового материала он проверяет степень понимания учащимися основных положений; стимулирует учащихся к формулированию вопросов в случае затруднений в усвоении материала; применяет разнообразные методы и приемы, обеспечивающие активное усвоение материала всеми учащимися и поддерживающие их интерес к учебно-познавательной деятельности и к изучаемому материалу; привлекает учащихся в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. п.
В ходе организации самостоятельной работы учащихся учитель подбирает задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, предлагает их для выполнения в определенной системе, стремясь меньшим числом упражнений достичь большего эффекта. В содержание самостоятельной работы включаются также упражнения по устранению ошибок, допущенных в устных ответах и в письменных работах. Учитель инструктирует детей о порядке выполнения работы и требованиях к оформлению; более подробно объясняет последовательность выполнения задания, использует карточки-консультации (с направляющим планом действий); разбивает сложное задание на более простые, напоминает прием или способ выполнения задания, ссылается на правило, которое необходимо для выполнения упражнения; формирует умения самостоятельной учебной деятельности (планирование, организация, контроль, выполнение в необходимом темпе и т. д.).
Организуя самостоятельную домашнюю работу учащихся, учитель обеспечивает повторение ими изученного на уроке; сосредоточивает внимание детей на наиболее существенных вопросах учебной программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения при их усвоении. Систематически предлагает домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирует учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяет степень понимания этих инструкций школьниками, испытывающими трудности в обучении. Учитель согласовывает объем домашних заданий с другими учителями, преподающими в классе, с целью исключения перегрузки учащихся.
В процессе контроля и оценивания результатов учебно-познавательной деятельности учащихся учитель делает упор на проверку усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Он тщательно анализирует, систематизирует ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, сосредоточивает внимание на устранении типичных для всего класса ошибок. По окончании изучения темы или раздела учитель обобщает пройденное, подводит результаты учебно-познавательной деятельности (усвоения основных понятий, законов, правил, овладения умениями и навыками), выявляет причины отставания отдельных учащихся. Учащиеся; пропустившие уроки по изучению темы, требуют особого внимания педагога. В ходе опроса учащихся создается доброжелательная! атмосфера, снижается темп опроса, предлагается примерный план ответа, наглядные пособия. Учитель стимулирует оценкой, подбадривает, хвалит.
- Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса
- Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
- Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина – в.В. Давыдова: цели, содержание
- Система развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б. Эльконина, в.В. Давыдова
- Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала
- Игровые технологии
- Технология проектного обучения
- Типы проектов
- Диалоговая система обучения
- Технологии группового и коллективного обучения
- Технология программированного обучения
- Блочная система обучения. Технология модульного обучения
- Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе
- Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности
- Воспитательная система класса: структура, этапы развития
- Этапы развития воспитательной системы класса
- Технология воспитания социального творчества
- Система работы классного руководителя с группой учащихся. Технологические аспекты его деятельности
- Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
- Педагогический анализ в работе классного руководителя
- Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся
- Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез
- Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- Школа самоопределения (а.Н. Тубельский)
- Школа-парк (м.А. Балабан)
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- Школа «Экология и диалектика» (л.В. Тарасов)
- Вальдорфская школа, технология свободного труда, эвристическое образование: основоположники, цели
- Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- Технология французских мастерских
- Вальдорфская педагогика р. Штейнера
- Технология свободного труда с. Френе
- Технология саморазвития м. Монтессори
- Дальтон-технология
- Профилактика: понятие
- Дети с проблемами: понятие,типология
- Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения
- Формы девиантного поведения
- Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития
- Поведенческие отклонения в развитии детей
- Технологии коррекционно-воспитательной работы с подростками. Профилактическая работа среди несовершеннолетних
- Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков
- Основные внутренние (субъективные) причины неуспеваемости
- Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости
- Функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью