logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости

Основой большинства различных подходов к предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся являются: реализация личностно ориентированной парадигмы образования; учет индивидуальных особенностей неуспевающих школьников; психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, умений и навыков учебного труда; создание условий для развития мышления и памяти учащихся, снижения уровня их школьной тревожности; создание для таких школьников ситуаций успеха в учебной деятельности, убеждение в значимости знаний и умений. Проверенными средствами предупреждения и коррекции неуспеваемости являются технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, технология полного усвоения темы урока, технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, технологии на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технологии коллективного обучения, обучения в малых группах и др.

До недавнего времени одной из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости была организация дополнительных занятий с отстающими учащимися во внеурочное время, обычно без учета причин их отставания. Практика показала, что экстенсивный подход (увеличение учебной нагрузки) в решении проблемы неуспеваемости не эффективен, так как он не сопровождается улучшением качества обучения.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. Основная помощь неуспевающим школьникам первого типа, для которых характерна низкая обучаемость, заключается в формировании приемов учебно-познавательной деятельности, а также в перестройке тех особенностей мыслительными деятельности, которые тормозят успешное обучение. С этой целью рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов: внимания, памяти, отдельных мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения и т. д.), а также занятия по формированию учебных навыков (алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.). Эти детям как правило, болезненно переживают свои неудачи, поэтому надо вместе с ними радоваться каждой малейшей победе, каждому продвижению вперед.

Неуспевающим учащимся второго типа достаточно изменить свое отношение к обучению, нежелание учиться для того, чтобы возросла продуктивность их учебной деятельности. Поэтому целесообразно начинать преодоление неуспеваемости учащихся этой группы с воспитательной работы, основной целью которой будет развитие учебной мотивации. В работе с неуспевающими учащимися третьего типа — самой сложной группой неуспевающих — наряду с вышеназванными подходами следует придерживаться следующей стратегии (В.А. Сухомлинский, Р. Бернс и др.). Для того чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы ;он не чувствовал себя обделенным, необходимо выявить его сильные стороны, положительные качества и найти такую сферу его жизнедеятельности, где эти сильные стороны (способности, умения) и качества будут проявляться в полной мере.

Для определенной группы учащихся основная причина трудностей в учении слабое здоровье. Такие дети быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Учитель должен знать учеников с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Для этого он деликатно сотрудничает с родителями, школьный» врачом, наблюдает за вниманием учащихся на уроке, степенью их утомляемости. Информированность о здоровье детей помогает избежать потери их интереса к предмету и учебной деятельности, предупредить отставание и неуспеваемость.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисципли­нированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что включение их в посильную интересную работу на уроке и вне его способствует преодолению неуспеваемости.

Современная дидактика предлагает следующие основные пути преодоления неуспеваемости: педагогическая профилактика (поиски оптимальных педагогических систем, педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм

обучения); педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка резуль­татов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и умениях); педагогиче­ская терапия (осуществляются меры по устранению отставания в учении); воспита­тельная работа (планируется и проводится индивидуальная воспитательная работа, а также работа с семьей школьника).

Собственно коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тести­рование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познаватель­ных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (опе­ративную) или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности.

Коррекционная помощь учащимся в устранении пробелов в знаниях и умениях

Признаки отставания в учении

Коррекционная помощь

Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя.

Не может выделить плавные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т. п.

Повторить объяснение материала, максимально разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали

Испытывает затруднения в понимании,

запоминании, воспроизведении правил,

формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации

Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схемы, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно

Затрудняется в творческом применении

изученного материала в незнакомой ситуации

Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения

Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т. п.)

Разъяснять назначение данных умений;

систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности)

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкре­тизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения.

Профилактика отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения. Так, в процессе объяснения нового материала он проверяет степень понимания учащимися основных положений; стимулирует учащихся к формулированию вопросов в случае затруднений в усвоении материала; применяет разнообразные методы и приемы, обеспечивающие активное усвоение материала всеми учащимися и поддерживающие их интерес к учебно-познавательной деятельности и к изучаемому материалу; привлекает учащихся в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. п.

В ходе организации самостоятельной работы учащихся учитель подбирает задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, предлагает их для выполнения в определенной системе, стремясь меньшим числом упражнений достичь большего эффекта. В содержание самостоятельной работы включаются также упражнения по устранению ошибок, допущенных в устных ответах и в письменных работах. Учитель инструктирует детей о порядке выполнения работы и требованиях к оформлению; более подробно объясняет последовательность выполнения задания, использует карточки-консультации (с направляющим планом действий); разбивает сложное задание на более простые, напоминает прием или способ выполнения задания, ссылается на правило, которое необходимо для выполнения упражнения; формирует умения самостоятельной учебной деятельности (планирование, организация, контроль, выполнение в необходимом темпе и т. д.).

Организуя самостоятельную домашнюю работу учащихся, учитель обеспечивает повторение ими изученного на уроке; сосредоточивает внимание детей на наиболее существенных вопросах учебной программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения при их усвоении. Систематически предлагает домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктирует учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяет степень понимания этих инструкций школьниками, испытывающими трудности в обучении. Учитель согласовывает объем домашних заданий с другими учителями, преподающими в классе, с целью исключения перегрузки учащихся.

В процессе контроля и оценивания результатов учебно-познавательной деятельности учащихся учитель делает упор на проверку усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Он тщательно анализирует, систематизирует ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, сосредоточивает внимание на устранении типичных для всего класса ошибок. По окончании изучения темы или раздела учитель обобщает пройденное, подводит результаты учебно-познавательной деятельности (усвоения основных понятий, законов, правил, овладения умениями и навыками), выявляет причины отставания отдельных учащихся. Учащиеся; пропустившие уроки по изучению темы, требуют особого внимания педагога. В ходе опроса учащихся создается доброжелательная! атмосфера, снижается темп опроса, предлагается примерный план ответа, наглядные пособия. Учитель стимулирует оценкой, подбадривает, хвалит.