logo
teksty_k_seminaram_i_ksr

Технология программированного обучения

Программированное обучение возникло в XX веке в результате стремительного развития техники и средств массовой информации. Оно было результатом усилий педагогов, направленных на индивидуализацию и автоматизацию процесса обучения. Этот вид обучения основан на бихевиористской теории научения. Кроме того, на его развитие оказал влияние кибернетический подход к обучению (кибернетика — наука об управлении, связи и информации), который перенес в педагогику Б.Ф. Скиннер (США). Он и сформулировал основные идеи программированного обучения - концепцию управления научением.

В 60-е годы XX века программированное обучение стало разрабатываться советскими педагогами и психологами. Основанием для этого послужили теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) и теория алгоритмизации обучения (Л.Н. Ланда).

Программированное обучение — это индивидуальное самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Данный вид обучения характеризуется пятью основными признаками: наличие измеримой (диагностируемой) цели учебной работы и алгоритма реализации этой цели; расчлененность учебного материала на шаги (дозы информации); завершение каждого шага самопроверкой и до необходимости соответствующим корректирующим воздействием; использование автоматического или полуавтоматического устройства; индивидуализация обучения.

Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию программированных пособий, в которых помимо учебного материала программируется его усвоение и контроль результатов усвоения. Материальной основой программиро­ванного обучения является обучающая программа. Она состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного (дается необходимая информация об изучаемом знании или действии); контрольного (задания для самостоятельного выполнения); управляющего (проверка решения заданий, получение на основе результатов проверки указания о переходе к следующему шагу).

Частью обучающей программы являются учебные алгоритмы (они могут быть и самостоятельными средствами обучения) — предписания, определяющие последовательность умственных или практических операций по решению задач опреде­ленного класса.

Дадим краткую характеристику существующих видов обучающих программ.

Вид обучающей

программы

Характеристика

1. Линейная программа

Включает сменяющие друг друга небольшие порции учебной информации и контрольные задания к ним. Обучаемый знакомится с каждой порцией учебного материала в заданной последовательности, при этом каждое задание имеет один правильный ответ. В случае, если обучаемый дает правильный ответ, он получает новую учебную информацию; если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию

2. Разветвлен-

ная программа

Включает помимо информационного и контролирующего блока, блок коррекции, в котором в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация, позволяющая ученику ликвидировать возникший пробел в знаниях (излагается суть ошибки, допущенной в ходе выполнения тестового задания; указывается материал, к которому ученику необходимо вернуться для ликвидации возникшего пробела в знаниях), выполнить контрольное задание или. Отличается от линейной программы множественностью (многократностью) выбора шага Она ориентирована не столько на безошибочный ответ, сколько на уяснение причины ошибки

3. Адаптивная

программа

Подбирает или предоставляет возможность обучаемому самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д. Может быть частично адаптивной (дается другой вариант на основе последнего ответа ученика) или полностью адаптивной (на каждом шаге обучения учитываются результаты предыдущих шагов)

4. Комбиниро­ванная (сме­шанная) про­грамма

Включает фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования, разные дозы и виды информации, а также различные алгоритмы ее усвоения. Примером такой программы является, например, программа, лежащая в основе технологии (метода) «блочного программирования» (Ч. Куписевич). Обучающая программа содержит следующую последовательность блоков: информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа—дополнительное обучение); проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции

Линейная обучающая программа

Шаг1

Изучение содержания информационного кадра

Выполнение тестового задания

Сравнение ответа с эталоном (проверка)

Отсутствие ошибок

Наличие ошибок

Шаг 2

Разветвленная обучающая программа

Шаг1

Изучение содержания информационного кадра

Выполнение тестового задания

Проверка правильности ответов

Отсутствие ошибок

Наличие ошибок

Коррекционная работа

Выполнение тестового задания

Проверка правильности ответов

Шаг 2

Комбинированная обучающая программа

Изучение содержания информационного кадра

Выполнение тестовых заданий

Отсутствие ошибок

Решение поставленной учебной проблемы

Наличие ошибок

Работа с материалами коррекционно-проблемного блока

Выполнение тестовых заданий

Отсутствие ошибок

Решение поставленной учебной проблемы

Проблема решена

Проблема не решена

Работа с материалами коррекционно-проблемного блока

Программированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным моментам относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобождает препо­давателю, выступающему в роли консультанта, время для творческой работы.

Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т. п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3—5 предложенных вариантов (1:3 или 1: 5).

Практика показывает, что программированное обучение дает хорошие результаты в случае формирования практических умений и навыков, например, в ходе изучения языков, решения типовых задач, при отработке техники игры на музыкальном инструменте или трудовых операций, а также при закреплении и проверке знаний.