logo
Ответы на ГОС[1][1]

Методика коллективной организаторской деятельности.

В 60-ые годы ХХ Игорь Петрович Иванов разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в ее основе – коллективное целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива.

Эти методы способствуют развитию коллектива и личности в нем.

Типологическая характеристика «методики Иванова» («методики коллективной творческой деятельности») как методической системы в силу ее цельности и развитости может быть в следующей формуле:

Стратегия общей заботы об улучшении окружающей жизни.

+

Тактика Содружества старших и младших.

+

Технология коллективной организаторской деятельности.

=

Методика коллективной творческой деятельности

Рассмотрим логику организации коллективного творческого дела.

Первая стадия - предварительная работа воспитателей.

На этой стадии происходит выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности. Руководитель и сотрудники педагогического коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного дела, намечают свои исходные направляющие действия, проводят «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками, готовя их к коллективному планированию.

Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению. Коллективное планирование начинается в микрогруппах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе выступают представители микрогруппы. Ведущий сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по микрогруппам, а потом сообща.

На данном этапе в коллективе определяют совет дела – инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела.

Третья стадия коллективная подготовка дела.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Организаторская самостоятельность предоставляется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней справиться

Четвертая стадия проведение дела.

Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Все члены коллектива –и дети и взрослые выполняют роли, предусмотренные сценарием. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки, в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Этот этап можно назвать самым важным в развитии коллектива. Дети учатся анализировать свою деятельность, понимать причины своих успехов и неудач.

Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает выработать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, высказывает пожелания совету следущего дела.

Шестая стадия ближайшего последействия.

Последействие способствует осознанию коллективом общих выводов. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела.

Сущностная характеристика коллективной организаторской деятельности

Коллективную организаторскую деятельность (КОД) Игорь Петрович Иванов определил как ”общую (совместную) организаторскую деятельность единого коллектива воспитателей и ребят”, как микросистему непосредственной организаторской заботы воспитателей и воспитанников об улучшении своей и окружающей жизни, включающую в себя: коллективное планирование, текущую организацию работы, коллективное обсуждение и оценку сделанного.

КОД

=

КП (коллективное планирование)

+

КОТД (коллективная организация текущей деятельности)

+

КА (коллективный анализ)

Сущностью КОД является активное участие каждого во всех этапах цикла управления. В коллективной организаторской деятельности субъектом самоуправления становится весь коллектив. Механизмом включения каждого в выполнение властных функций является опора на микроколлективы и временные объединения воспитанников, постоянная смена тех, кто выполняет руководящие роли.

Коллективная организаторская деятельность является разновидностью коллективной деятельности, особым видом управленческой деятельности, когда субъектом самоуправления становится весь коллектив. Как вид управленческой деятельности КОД является вторичной деятельностью, производной от практической деятельности, достижению цели которой она способствует.

Рассмотрим воспитательные возможности каждого из этапов КОД.

Коллективное планирование является первым этапом КОД и способом участия воспитанников в процессе целеполагания.

КП может начинаться с разведки дел и друзей, включающей детей во взаимодействие с окружающей средой и ее социальный анализ. Процесс создания плана начинается с вопросов: “для кого”, “зачем”, “во имя чего”, “что хотим изменить”, “чего хотим добиться”.

Постановка значимой для коллектива цели требует согласования индивидуальных целевых характеристик. Мнение каждого, независимо от его возраста и ранга, выслушивается и учитывается в общем мнении коллектива. Высокая эмоциональная насыщенность делает процесс выдвижения цели более эффективным. В КОД это достигается через планирование как поиск пути решения актуальной проблемы, через свободу выбора коллектива, через разнообразие форм коллективного планирования, в том числе игровых, ролевых, соревновательных [Аукцион идей, Лаборатория нерешенных проблем, Конкурс проектов, Конференция изобретателей, Взгляд в будущее и т.д.]

Коллективное планирование связано и с обучением умению аргументировать, слушать, уступать, согласовывать, договариваться и т.д. План представляет собой, с одной стороны, описание хода, этапов достижения поставленной цели и, с другой, это показатель мыслительной активности личности в деятельности.

Далее замысливается временная и пространственная последовательность деятельности, определяются ее организаторы и исполнители.

Таким образом, этап коллективного планирования обеспечивает принятие детьми цели деятельности, приобретение его личностного смысла, активную позицию в процессе достижения цели, развивает социальную инициативу, общие прогностические способности, умение планировать, способность к согласованию целевых характеристик, решений, способствует успешности реализации задуманного.

Коллективная организация текущей деятельности представляет для ребенка, участвующего в ней, совокупность ситуаций группового и межгруппового взаимодействия по выработке согласованного решения, осуществлению контроля за его реализацией и по осуществлению совместных и индивидуальных действий. Накопление опыта проживания ситуаций совместной деятельности является основой для овладения способностью к совместной деятельности.

КОД обеспечивает сознательное, мотивированное участие личности в жизнедеятельности детско-взрослого сообщества, накопление опыта эффективного согласованного взаимодействия с людьми. Осуществление ребенком процесса планирования обеспечивает его активную позицию в процессе реализации задуманного. Осознающий свои задачи и состояние человек является субъектом своей деятельности.

Стадия оценки результатов в ходе деятельности представляет собой операцию сравнения результатов с замыслом по вычлененным на этапе планирования критериям успешности в целях осуществления возможной коррекции.

Воспитательный эффект обеспечивает оценка индивидом явлений деятельности с позиций общественных норм. Социальные нормы находят свое отражение в групповых нормах. Результатом коллективного анализа становится оценочное суждение, присвоенное школьником, то есть осуществленные на индивидуальном уровне выводы, представления, скорректированное отношение к предмету состоявшейся деятельности, к своим товарищам и к самому себе. Обогащение сознания, чувственного опыта, изменение системы отношений к себе и к миру – это и есть результат воспитания. Таким образом, этап подведения итогов становится главным педагогическим звеном цикла деятельности, так как обеспечивает переход социальной внешней деятельности во внутреннюю.

Реализация коллективной организаторской деятельности создаёт в детском сообществе гуманистическую среду общения, атмосферу творчества, коллективистские отношения, нравственный образ жизни, то есть создает культуру детско-взрослого сообщества, обладающую воспитывающим потенциалом.

Но коллективная организаторская деятельность в целом, ее отдельные этапы и формы могут реализоваться в практике с искажениями, с потерей своих сущностных и сохранением несущественных признаков. Е.В. Титова замечает, что коллективное планирование может подменяться “коллективным обсуждением уже готового плана”, чередование традиционных творческих поручений – “системой нарядов по очереди”, сбор-огонек – педагогическими разборками или чаепитием с танцами и т. д. То есть реализация методики КОД зависит от личности педагога, от его позиции, его понимания методики, уровня владения ею [репродуктивный, частично-самостоятельный, творческий].

Реализация технологии КОД должна быть соотнесена в первую очередь со следующими педагогическими принципами:

Принцип гуманизма, то есть соотнесения целей, задач деятельности, реального поведения с нравственно-этическими нормами, которые становятся предметом и критерием оценки. Этот принцип предполагает, что деятельность, управление которой осуществляется по системе КОД, носит гуманистический характер, то есть характер “общей творческой гражданской заботы об окружающей жизни, о своем коллективе как ее частице, о каждом товарище по объединению”

Принцип демократизма предполагает соблюдение демократических процедур: единство закона для всех, честную и последовательную гласность, плюрализм, терпимость, заинтересованное отношение к мыслям, чувствам, идеям, интересам всех членов коллектива, право меньшинства на оппозицию, на свой выбор, открытость, отсутствие высокомерия по отношению к “чужим”, чувства избранности, стремления к сектантству.

Принцип самостоятельности как предоставление членам сообщества права самостоятельного выбора целей и средств деятельности, организационной структуры коллектива; самостоятельность в принятии решения, основанного на высказываниях собственных мнений членами сообщества, и в его выполнении. Е.П. Белозерцев, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин рассматривают самостоятельность как важнейшее условие перехода к самоуправлению. Этот принцип проводит границу между игрой в демократию и истинной демократией, раскрывает степень доверия воспитанникам, их свободу и ответственность.

Принцип творчества, то есть ориентации на нестандартное решение проблемных ситуаций, жизненных задач, на свободный поиск, на разработку своих форм деятельности, на выработку мнения на основе интеграции идей. И.П. Иванов определял КОД как общую творческую организаторскую заботу о коллективе. Исследователь организаторской деятельности Л.И. Уманский отмечает, что “организаторская деятельность по своей сущности и практическая, и творческая, так как если продукт целевой деятельности во многих случаях материализован, то непосредственно продукт организаторской деятельности носит психологический характер”.

Принцип мажора – это доминирование оптимистического мировосприятия, веры в силы воспитанников; это преобладание радостных эмоций, позитивного отношения к событиям жизни; это желание поддержать друг друга шуткой, улыбкой, добрым словом; это наличие радостной перспективы, ожидание завтрашнего дня. Этот принцип предполагает отказ от зацикливания на неудачах, от длительного копания в негативной информации.

Принцип индивидуализации, который представляет собой обеспечение условий для свободного самовыражения личности, в том числе свободу выбора совместной деятельности, реализацию личных интересов в сочетании с интересами других людей. Одной из опасных тенденций является то, что успешность коллектива его участник переносит на себя и бывает удивлен тем, что вне данного коллектива не может повторить свои успехи. Важно индивидуализировать воспитание личности, чтобы сформировать адекватную самооценку, умение реализовать себя, самостоятельность. А.У. Хараш выделяет осознание каждым участником своего вклада в общую деятельность, на что должен быть направлен коллективный анализ, как основу самокоррекции личностью реализуемых стратегий взаимодействия.

Принцип развития предполагает целенаправленное и последовательное формирование организаторских умений у каждого члена коллектива, необходимость которого обосновала Л.С. Нагавкина. В своем диссертационном исследовании она вычленила показатели развития организаторских умений по объему организаторских действий, включенности в работу органов самоуправления, характеру активности воспитанников. Организаторские умения формируются в организаторском действии, осознаваемом самой личностью и отраженном в его чувствах. Этот принцип предполагает также соответствие форм и содержания КОД, позиции педагога потребностям и возможностям членов коллектива и реализации КОД как фактора формирования новых потребностей, развития возможностей воспитанников.

Принцип взаимосвязи этапов и циклов КОД состоит в замкнутости, завершенности каждого цикла КОД, наличии связей взаимного соответствия между целеполаганием, планированием, организацией, исполнением, оценкой, анализом и вновь выдвигаемыми целями; в постановке на каждом новом цикле КОД все более сложных жизненно-практических, организаторских и воспитательных задач вследствии возрастания возможностей членов коллектива.

Принцип самокритичности представляет собой стремление и готовность педагога к саморазвитию, профессиональному и личностному самоанализу, признание за собой права на ошибку, допущение критики в свой адрес. Игорь Петрович Иванов отмечал, что развитие коллектива носит этапно-циклический характер и одним из этапов является воспитание воспитанниками воспитателей.