logo
Ответы на ГОС[1][1]

1. Особенности праздника

Праздники   являются   необходимым    условием    существования    и специфическим  выражения  человека,  обладающего  в  отличие   от   животных уникальной способностью  -  праздновать,  то  есть  включать  в  свою  жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Для более правильного понятия  "праздник"  надо  четко  представлять разницу между праздником и  массовым  представлением  любого  вида.  Понятие "праздник" более широко, чем представление, он не предусматривает  локальные площади, а сосредоточен на широкой территории. Праздник -  наиболее  древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который  в  отдельные  периоды истории способен пережить упадок,  но  не  может  исчезнуть  совсем.  С  его утратой  общество  не  решилось  бы,  по-видимому,  одного  из  существенных компонентов  своей  человечности,  во-первых,  и,  необходимого  для  своего нормального бытия источника, во-вторых.

Ведь  этот  элемент  культуры  призван  формировать  и   эстетически оформлять  свободное  время.  И  неслучайно  всякий  раз,  когда  какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга,  они  невольно обращались к нему за помощью.

Одним из важнейших вопросов является  само  понятие  праздника,  как такового.

Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявление особой,  празднично  свободной   жизни,   отличной   от   жизни   будничной, каждодневной. "Праздник" обозначает определенный период времени  (час,  день или дни), когда не занимаются  делами.  Оно  характеризует  такое  свободное время, когда что-то  отличают,  к  примеру,  определенное  событие,  которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник  нуждается  в  особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее,  причем  значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в  структуре  сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые  трудом  дни.  С  недавних пор  и  до  нашего  времени  с  понятием  праздника  связывается  не  просто свободное от работы время, не просто отдых, а  свободное  время  в  значении важного социально-культурного акта, создающего общечеловеческие ценности.

Существуют различные типы праздников,  но  все  они  в  большей  или меньшей степени  характеризуются  общими  признаками,  из  которых  главными являются:

- добровольное согласие  в  отношении  принятия  и  выполнения  правил праздничной жизнедеятельности.

- несводимость ее к грубой материальной пользе.

Последнее не означает, что праздники есть  какое-то  чистое  действие, лишенное  практического  смысла  и  целесообразности.  Наоборот,  он  скорее говорит о том, что в  основе  праздника  лежит  целесообразная  человеческая деятельность - творчество человека, или,  если  определить  это  конкретнее, моделирование типов и  способов  истинного  человеческого  общения  в  сфере свободного времени.

Взгляд на праздник, как  на  деятельность  открывает  возможность  по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать  -  праздник  коммуникация по поводу  свободы.  Праздник  соединяет  людей  узами  общности,  порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя  и  в таком же качестве видят других.

Сценарий праздника построен на разноплановом действии -  программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого  участника в разнообразных ролях и положениях.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:

  1. абсолютная добровольность участия и  согласие  во  всех  принимаемых обязательных и условных  правилах  досуговой  деятельности  того  или  иного праздника;

  2. свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;

  3. необходимость каждому участнику иметь  пространство  для  творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

  4. разумная  цикличность  праздников,  идущая   от   пропорциональности будничной  практики  и  яркой  праздничной  событийности,  главным   образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;

  5. коммуникативный  характер   праздников,   отражающих   все   стороны демократии свобод;

  6. наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих  в  себя весь  спектр  обычаев,  ритуалов,   церемониалов,   символов   и   атрибутов принципиального характера.

"Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает  себя участником этого события, и ни у кого  не  создается  впечатления,  что  его заставляют  что-то  делать".   "Праздник   заряжает   всех   участников энергией,  помогает  преодолеть  недопонимание  между  ними   и   забыть   о неурядицах".