logo
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.

Сущность понятия самоуправления.

В любом образовательном учреждении должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению главных задач стоящих перед учащимися и педагогами. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей.

Развитие самоуправления помогает:

Подходы к детскому самоуправлению.

Развивая самоуправление, традиционно, педагоги ставили перед собой разные задачи. Рассмотрим подходы к детскому самоуправлению с точки зрения авторитарной и гуманистической педагогики.

Авторитарная педагогика

Гуманистическая педагогика

  1. включение учащихся в решение педагогических задач

  2. укрепление дисциплины силами учащихся

  3. освобождение педагога от ряда управленческих функций

  1. включение учащихся в решение сложных проблем взаимоотношений

  2. участие в решении проблем школы, класса

  3. развитие качеств личности, которые необходимы для преодоления сложностей социальной жизни

итог

Формирование послушной конформистской личности

Создание условий для социального становления учащихся

История развития детского самоуправления в западной и американской педагогике.

Автор, место и время

Цели и задачи воспитания

Управленческие идеи

Педагогические идеи

1

2

3

4

Древняя Спарта, Ликург, (по свидетельству Плутарха)

Воспитание выносливого, мужественного, дисциплинированного воина, формирование у детей привычки “повиноваться”, “играть и трудиться друг подле друга”*

Организация жизни детей с 7 лет по илам (группам) и по отрядам, во главе которых Ликург ставил того, “кто превосходил других сообразительностью и был храбрее всех в драках”*.

Дети старше 12 лет во главе отряда сами ставили одного из старших подростков - наиболее рассудительного и храброго.

Руководство отрядом не взрослым, а наиболее достойным из ребят, который становиться примером для подражания, создает условия для воспитания жизнью.

Установление иерархии детских отношений в соответствии с заслугами детей становится стимулом для их развития и стремления к идеалу.

Валентин Тротцендорф (1490 – 1556 гг.) г. Гольдберн

Силезия.

Уважение к законам и должностным лицам, дисциплинированность.

Учреждение школьной республики по образцу Римской.

Выборы учащимися на общих собраниях “должностных” лиц во главе с консулом по разделам школьной жизни: наблюдение за порядком, контроль посещения уроков, помощь отстающим и т. д.

Деление классов на отделения

Возложение на детей ответственности за организацию определенных разделов школьной жизни;

Педагог остается бессменным диктатором.

Самоуправление как способ облегчить работу учителя.

Школы иезуитов, со второй половины XVI века.

Верность ордену и римскому папе, подчинение религиозным авторитетам, беспрекословная дисциплина.

Создание иерархической структуры детского самоуправления,

Введение почетных должностей,

Назначение всех должностных лиц.

Широкое использование соперничества, межклассного и внутриклассного соревнования;

Назначение детей на должности как награда за послушание и хорошее поведение, за победу в соревновании;

Стремление завоевать доверие школьных вожаков и поставить их начальством над другими ребятами.

Ян Амос Каменский, Чехия (1592 – 1670 г.г.)

Беспрепятственное развитие всех сил и божественных дарований человека, которые он сможет использовать для усовершенствования окружающей жизни.

Разделение класса на десятки во главе с лучшим учеником.

Разработка обязанностей декурионов (десятских), объединяющих слежение и помощь каждому из своих сотоварищей.

Необходимость привлечения учащихся к организации работы школы.

Стимулирование прилежания десятского награждением, получением титула “иподидаскала” (помощника учителя), наказание нерадивого десятского до отрешения его от должности.

Мартин Планта Фон Эюз, Швейцария (1727 – 1772)

Семинария около Хура.

Развитие личных и общественных добродетелей, приучение ребят к публичным выступлениям, наглядное знакомство с устройством государства.

Игра в Римскую республику. Определение правил поведения на общих собраниях, выборы должностных лиц: консула, претора, цензора, эдилов, трибунов, квестора, скриба, канцеляриста, сенаторов.

Проведение суда под председательством консула, налагавшего наказание на провинившихся учащихся.

Игра в самоуправление как наглядное знакомство учащихся с гражданскими учреждениями римского народа.

Х.Г. Зальцман (1744 – 1811 г.г.)

Шнепфенталь, Германия

Воспитание добропорядочных граждан.

Введение сената и суда из учащихся.

Выработка школьных правил на общих собраниях всеми учащимися.

Совместное разумное обсуждение проблем педагогами и учащимися.

Шарль Фурье (1772 – 1837 г.г.)

Гармоничное воспитание деятеля, способного к совместному труду.

Добровольное разделение ребят на небольшие “детские стайки”, несущие различного рода работу не только в школе, но и вне школы согласно своим наклонностям и своему выбору: сельскохозяйственные работы, украшение для праздников залов, работа на кухне и в мастерских и т.д.

Расширение содержания деятельности органов самоуправления.

Детские самоуправляющиеся организации должны создаваться не на основе игры, а на основе труда и должны быть жизненно необходимыми.

Ф.Э. Фелленберг (1771 – 1844 г.г.) Хофвиль, Швейцария

Способность к рациональной и справедливой организации труда, поддержание трудовой дисциплины.

Дети крестьянской бедноты, учащиеся в “промышленной школе” по своей инициативе взяли в свои руки управление трудовыми делами: распределение работ, осуществление товарищеского контроля, суда и т.д.

Поддержка, сохранение и использование педагогами стихийно возникшего в жизни явления самоуправления.

Паблик скулз, Англия, начало XIX века

Поддержание дисциплины и порядка.

Привлечение лучших учащихся старших классов к поддержанию установленного взрослыми порядка в должности мониторов, к надзору за младшими.

Предоставление мониторам права требовать повиновения от остальных воспитанников, наказать ученика низшей и средней школы ударами палкой по спине.

Поддержание престижа должности, предоставление ряда привилегий по сравнению с остальными учениками, главными из которых были рабочая комната, услуги младших учеников – фагов (чистка платья, уборка, прислуживание за столом и т.д.).

Сесиль Редди, 1889 г.

Абботсхольмская школа, Англия

Д. Бедли, 1883 г.

Бидельсьская школа

Воспитание детей, достойных встать в ряды “правящего класса” не по наследственной принадлежности к нему, а по своим внутренним качествам. Выработка воли, преодоление апатии в делах, умение руководить и подчиняться и т.д.

Организация само управления по типу буржуазного парламента.

Деление детей на 4 категории в соответствии с возрастом и приобретенными в школе добродетелями: малыши, средние, старшие, светила.

Во главе классов стояли капитаны и вице - капитаны, тщательно подбираемые из старших воспитанников.

Директор школы – конституционный монарх.

Создание условий для продвижения воспитанников в социальной и гражданской жизни школы и для преемственности традиций.

Установление более демократичных отношений между детьми и учителями.

Герман Лейц (1868 – 1919),

1898г., сельский воспитательный дом в Ильзенбурге, Германия.

Воспитание “деятельных работников, способных мужественно переносить все невзгоды жизни и наслаждаться всеми высшими чистыми радостями ее”.

Институт префектов – старших учеников, следивших за порядком.

Выборы детского актива для самоуправления в сферах порядка и самообслуживания.

Поддержание порядка учащимися без видимого надзора взрослых.

Густав Винекен, 1906 г.

Школа в Виккерсдорфе, Германия.

Воспитание гражданина.

Школа как “свободная община” объединившая для совместной работы и учащих, и учащихся.

Всеми делами руководит ученическое бюро, его члены избираются из ребят трех старших классов, набравших не менее 1/3 голосов на общем собрании.

Члены бюро отличаются только своими обязанностями. Бюро имеет право собирать общее собрание по необходимости.

Школа может рассчитывать на успех лишь, если учителя и учащиеся будут активно сотрудничать.

Обращение педагогов, администрации к бюро за помощью.

Джон Дьюн, 1855 – 1952, США.

Воспитание гражданина, приучение детей к сотрудничеству и взаимопомощи, сознание взаимной зависимости, развитие способности к публичной деятельности, сотрудничеству.

Организация жизни школы по типу самоуправляющейся общины;

наделение ее граждан-учащихся соответствующими правами и обязанностями, в том числе правом участвовать в составлении законов жизни и выбора должностных лиц, ответственных за соблюдение этих законов.

Каждый год жизни в школе должен расширять возможности для реализации социального инстинкта, усложняя опыт участия детей в самоуправлении от простых сторон к самым сложным.

Вильям Джордж, колония для детей - правонарушителей, 1895 г., США.

Воспитание сознательных граждан.

Первая “школьная республика”, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; создание подобий учреждений республики, вплоть до тюрьмы.

Право “veto” у администрации школы.

Учащиеся поддерживают строй и порядок школы, участвуя в его обсуждении и выбирая в качестве руководителей ответственных лиц из своей среды.

Вильсон Джилл, школа Нью-Йорка, 1897 г., США.

Воспитание инициативного, самостоятельного, но законопослушного гражданина.

Первый “школьный город”, разделенный на избирательные округа – классы.

Законодательная власть: по 2 представителя от округа и учителя.

Исполнительная: мэр, казначей, санитарный инспектор и т.д.

Организация предвыборных компаний; еженедельные совещания должностных лиц с директором; заслушивание отчетов должностных лиц на общем собрании; лишение гражданства (исключение) решением суда как мера наказания.

Осуществляя воспитательный процесс, учителя играют роль советников при должностных лицах.

Совместная работа учителей и учащихся в суде, в законодательном собрании.

Школьная администрация сохраняет за собой право верховной власти.

История развития детского самоуправления в русской педагогике.

Автор, место и время

Цели и задачи воспитания

Управленческие идеи

Педагогические идеи

1

2

3

4

В.И. Обреимов, Екатеринбургская мужская гимназия, 1871 г.

Привлечь учеников к научным занятиям, развить их потребность к знанию, обратить их внимание на собственные поступки, поселить в них твердость воли, любовь к правде.

Первые классные ученические собрания, содержанием которых было расширение кругозора, обсуждение вопросов о взаимоотношениях учащихся и учителей, оказание помощи в учебе и материальной поддержки нуждающихся.

Опыт классного самоуправления показал его высокую эффективность: не смотря на враждебное отношение, со времени основания гимназии ”ни один класс не достигал еще такого уровня успешности и поведения” (из докладной записки Обреимова министру просвещения).

Я. Карась, Овражское сельское двухклассное училище, 1885 г.

…”развитие чувства законности и сознания своих прав и обязанностей по отношению к ближнему, развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию”.

Создание ученической организации на базе класса “школьное товарищество”, в которое входили не все ученики.

Выборный представитель класса назывался “очередным”, эта должность занималась по очереди всеми учениками класса сроком на одну неделю.

Товарищеский самосуд.

Поддержание авторитета детской организации за счет принятия решения по проступкам на заседаниях товарищества.

Обсуждение событий, правил взаимодействия на собрании класса как средство нравственного воспитания.

Кадетские корпуса с 1885г.

Развитие инициативы и самостоятельности, подготовка к выполнению воспитательной функции в армии.

Введение старост в отделения, дежурных по роте, по младшей роте, “старших” в 1ые и 2ые классы из числа лучших кадетов и т.д.

“Старшие” получили опыт воспитательной работы: жили с младшими, помогали им, играли, следили за поведением.

Е.С.Левицкая, Царское село, 1900 г.

Подготовка учащихся к жизни, где они делаются хозяевами и распорядителями большого дома, дела, “службы” умение самостоятельно действовать, быть инициативными людьми, научиться отдавать приказания.

Полное самообслуживание на основе постоянных поручений: заведование учебными пособиями, карманными деньгами, получением и отправкой писем и т.д., и т.п.

Работа всех органов самоуправления должна происходить исключительно самостоятельно, учителя даже не обязаны присутствовать на собрании.

Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новочеркасск и другие города

1905-1907 гг.,

1-ая русская революция, затем

1914-1917 гг.

1-ая мировая война

Реализация и развитие общественно-политической активности.

Введение самоуправления самими учащимися.

Возникновение общешкольных собраний (сходок), совета старост, совета депутатов, местных комитетов, товарищеского суда.

Расширение обязанностей и прав старост, личность которых объявлялась неприкосновенной, что гарантировалось круговой порукой.

Отчеты о работе ответственных лиц по истечению сроков полномочий.

Связь школьного самоуправления с политикой, с положением своей страны.

К. Спасская

Введение в классах должностей: староста, секретарь, кассир, экономист, садовник, председатель собраний, хозяин и т.д.

Рекомендует простую форму устройства школьных судов, не повторяющих работу уголовного суда и не носящих формализованный характер.

Прогрессивные “вольные” школы

Воспитание свободной, просвещенной, самодеятельной личности.

Замена несколько искусственных товарищеских судов на выработку общественного мнения по поводу проступка на общем собрании.

У педагога был лишь один голос на общем собрании и право убеждения на классных собраниях.

Коммерческие училища Санкт-Петербурга

Выборгское, Лесное

Подготовка к жизни, воспитание деятеля.

Появление коллегиальных органов управления в виде комиссий по организации различных событий (вечеринок, прогулок, спортивных соревновании и т.д.)

Создание школьного Совета, состоящего из педагогического совета, врача, представителей родительской и ученической организаций

Предоставление учащимся права избирать своих представителей для обсуждения с преподавателями различных учебных вопросов; учащимся 5-8 классов – созывать по классные и обще ученические собрания.

Возникает научное общество учащихся со своей администрацией и общими собраниями.

Создается школьный кооператив, общество взаимопомощи окончившим училище.

Из доклада преподавателя О.В. Яфа-Синакевич “Самоуправление учащихся является могучим орудием воспитания… если взрослые не предвосхищают неумело инициативу детей”.

Расширение сферы ученического самоуправления.

Обсуждался вопрос об участии представителей 7-8 классов в воспитательном совещании.

Гимназия Майя

Воспитание образованного человека и гражданина.

Общее собрание объединяло все классы, начиная с приготовительного.

Непродолжительный срок полномочий органов самоуправления, должностных лиц – от двух недель до одной четверти с последующим отчетом.

Работа библиотечной комиссии, правлений кружков, различных обществ, редакционных коллегий газет, литературных сборников, журналов и т.д.

Требование полного равенства между взрослыми и детьми (что в дальнейшем мешало предъявлять должную требовательность к детям и было сведено на нет).

С.Т. Шацкий

1878-1934 гг.

Упражнения в самостоятельности, активности, самодеятельности

Высший орган управления – сходка.

Маленькие группы – артели во главе с заведующим. Заведующий готовил себе заместителя, потом уступал ему место.

Работа комиссий и должностных лиц.

Обязанности не дают прав.

Самоуправление должно быть вызвано потребностями жизни, необходимостью для детей организовать- свой коллективный труд.

Педагоги-товарищи детей, полное равенство между взрослыми и детьми. На общих собраниях могут критиковать сотрудников.

Подчинение взрослых всем правилам, которые вырабатывают дети: “Мы можем агитировать, спорить, но показывать полную готовность подчиняться общему решению”

Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)

Воспитание коллективиста – общественника, стремящегося работать на общую пользу.

Связь детского самоуправления с общественной работой и трудом, с улучшением окружающей жизни.

Руководящая роль комсомольцев в пионерской организации, где вожатый – советчик и помощник, а не распорядитель.

Система самоуправления в самодеятельной пионерской организации.

Самоуправление на основе сознательности детей, как нечто необходимое.

Поставила проблему видимости самостоятельности и реальной самостоятельности.

Критика форм детского самоуправления, копирующих самоуправление взрослых, “все зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участия в государственной работе не принимают”

Формы самоуправления должны соответствовать организаторским функциям. Эффективность самоуправления в системе воспитательных средств.

Единая трудовая школа

Воспитание человека советского типа

…”самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно”…

Комиссионная система построения органов самоуправления, ее постепенное преобразование в секционно-звеньевую. Бригадно-маршрутная организация самоуправления.

Возможность использования форм самоуправления во всех разделах школьной жизни.

Недооценка педагогического руководства развитием самоуправления.

Школы-коммуны 20-х годов (Н.Н. Иорданский, В. Лукашевич, М.М. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Шульгин, Н.М. Шульман)

“Личное и социальное раскрепощение человека”[ стр.111]

Введение ”художественной символики” (знамя, эмблема, лозунги, девизы, торжества, гимны, песни, праздники), которая должна вырасти в коллективе “самородом”.

Принцип добровольности – самую черную и тяжелую работу выполняют добровольцы.

Организационные формы: “армия”, “легион”, “патруль”, “бригада”, “инициативная группа” и т.д.

Ученические организации росли “с низов, а не с верхов, от дела, от производства, от материального быта, а не по прописному, трафаретному” [ стр.12].

Обсуждение на общих собраниях и “дурных товарищеских отношений”, и плохого настроения, и пропаж и т.д. Причем выясняются прежде условия их породившие и ищутся способы их устранения. Отсутствие запретных тем, привилегированных лиц, честная и последовательная гласность, искренняя забота об общем деле.

Исследование возможных ошибок, болезней самоуправления:

- разложение признанных активистов (рост самооценки, превосходства),

- чрезмерное увлечение органа самоуправления одним каким-либо видом деятельности в ущерб другой работе;

- перекладывание работы, покрикивание (как правило при сильном составе)

- выполнение всей работы своим составом, без организации других (слабый состав).

Необходимо учитывать, насколько подготовлена почва для самоуправления. Как форма государства должна соответствовать степени “культурного уровня населения”. Демократизация это и способ организации воспитательного процесса, и следствие воспитания, образования и культуры.

А.С. Макаренко

Воспитание для общего счастья и борьбы.

Изменение способа привлечения учащихся к организаторской деятельности с развитием коллектива: от прямого назначения педагогами ответственных – к выборности на демократических началах – к простой очередности.

Временные сводные отряды.

Система чередования заданий отрядам.

Совет командиров.

Соревнование между первичными коллективами.

Привлечение всех членов коллектива к планированию и контролю дел, принятию жизненно-важных для учреждения решений.

Ступени нравственного роста воспитанников (воспитанник, колонист-горьковец, комсомолец).

Решение конкретной творческой задачи доводится до совершенства и закрепляется в традицию.

Полное доверие воспитанникам, выполняющим должностные обязанности.

Конституция страны ФЭД.

Первичный коллектив как основа самоорганизации и самоуправления, инструмент прикосновения к отдельной личности.

Учет эмоционально-личностных отношений.

Педагогика параллельного действия.

Коллектив как средство воспитания личности.

Анализ включенности воспитанников в жизнедеятельность коллектива при помощи категорий: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, загнивающий актив, шпана, болото

Единство уважения и требовательности.

И.П. Иванов

Заботливое отношение к Родине, обществу, труду, людям, себе, как товарищу других людей

Участие каждого в планировании, подготовке и обсуждении дел, праздников и жизни коллектива в целом.

Совет Дела, творческая и инициативная группы.

Старшие друзья микроколлективов.

Сбор-старт, сбор-планирование, сбор-откровенный разговор, сбор-молния, сбор-огонек, разведка дел и друзей.

Творческая линейка, творческие рапорта, чередование традиционных творческих поручений микро коллективов.

Смотр дружбы. Работа содружеств.

Анкеты желаний, оценки роста.

Организаторская деятельность как организаторская забота.

Разработка теории и методики коллективной организаторской деятельности.

Товарищеские воспитательные отношения, позиция педагога как старшего товарища в общей творческой гражданской работе.

Компоненты модели детского самоуправления: определение цели деятельности, принятие цели коллективом (коллективное обсуждение целей), постановка управленческой проблемы (выдвижение идей), обсуждение вариантов решения, коллективное принятие решения, реализация решения, коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей)

Взаимосвязь данных компонентов имеет цикличный характер. Центральным звеном модели детского самоуправления является обязательный мотив группового действия «мы хотим»

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.

Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся, позволяющих сделать разультаты участия в управлении достоянием каждого.

Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию ученического самоуправления.

  1. Мобилизация коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности учащихся. На первом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

  2. Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся. Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определённые положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

  3. Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества, обстановки взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

  4. Одним из существенных требований к развитию ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности.

В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента:

Первый компонент – информационный. Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент – операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских умений и навыков на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях.

Третий компонент – управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретённые знания, умения, навыки.

  1. Ещё одним требованием к развитию ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства.