logo
Ответы на ГОС[1][1]

Закономерности и принципы процесса обучения

Закономерности

Принципы

Общие образовательные закономерности

(присущи и процессу воспитания и процессу обучения)

Классические

(отражающие результаты многовекового развития дидактики)

Характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения, а также лаконичностью и точностью формулировок.

К их числу в отечественной дидактике в последние годы относят:

  • направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

  • деятельностный характер обучения и воспитания;

  • единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной деятельности;

  • проявление уважения и требовательности к обучаемым без ущемления их личного достоинства;

  • учет индивидуальных особенностей обучаемых и некоторые другие.

  • принцип научности,

  • принцип сознательности и активности,

  • принцип систематичности,

  • принцип последовательности,

  • принцип преемственности,

  • принцип наглядности,

  • принцип доступности,

  • принцип прочности,

  • принцип связи теории с практикой.

Пример:

Принцип научности долгое время не был обязательным в организации обучения, так как сама наука определенное время не играла существенной роли в деятельности человека. Однако в XIX веке, в связи с повышением роли знаний в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования.

Главный смысл принципа научности заключается в том, чтобы учащимся для изучения предъявлялась лишь научно обоснованная учебная информация, прошедшая специально организованную экспертизу в виде публичной научной защиты. Именно это формирует у них понимание того, что все в этом мире подчинено законам, знание и применение которых необходимо каждому живущему в современном цивилизованном обществе человеку.

Реализация принципа научности требует выполнения ряда требований:

  • учебный материал должен отвечать современным достижениям науки в изучаемой системе научного знания (история, философия, педагогика и т.д.). Вынужденное упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности, а терминология оставаться единой на протяжении всей учебы;

  • необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, проходящими дискуссиями и выдвинутыми гипотезами. Их необходимо в доступной форме знакомить с методами научного исследования и включать в самостоятельную научно-исследовательскую работу различного уровня (доклад, реферат, курсовые и дипломные работы);

  • важно не только научное толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство с различными точками зрения на их оценку;

  • изучение закономерностей развития объективного мира должно формировать у обучаемых научное мировоззрение;

  • в процессе обучения необходимо осуществлять критический анализ различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.

На современном этапе процесс обучения проектируется на основе современных дидактических систем. Таких как: Личностно-ориентированная, развивающее, модульное, программированное. У каждой дидактической системы есть свои закономерности и принципы.

В настоящее время сложилась следующая система принципов обучения: