logo
Ответы на ГОС[1][1]

Социальные функции российского государства в нач. XX в.

В это время проблемами соц. защиты, прежде всего, занимались органы местного самоуправления и общественные организации.

В 1910 г. состоялся первый съезд русских деятелей по общественному призрению. Предлагался переход от добровольной к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности. Было предложено создавать проф. союзы и организации.

Решались следующие задачи соц. помощи:

  1. создание системы общественного призрения;

  2. создание системы местных налогов.

В начале XX в. влияние на решение социальных вопросов оказывали политические партии и они решались через государственную думу.

В 1912 г. в государственной думе решался вопрос о социальном страховании. Было проведено деление рабочих, которые могут нуждаться в соц. помощи. Был принят закон, согласно которому обеспечивались наличные выплаты по производственной инвалидности, общей нетрудоспособности (в случае заболевания - больничный), материнства, смерти.

Страхование должно было охватить всех лиц наемного труда и их семей. Страхованием должны были занимать единые страховые организации, созданные по территориальному принципу.

Впервые стал подниматься закон о пенсиях (для инвалидов, вдов). Финансировать пенсии должны из налогов богатых, налогов на собственность и наследство, а также с доходов предприятий. На предприятиях для контроля этого закона создавались специальные комиссии.

В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 года), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право - за свой счет создавать пенсионные фонды. В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения.

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х гг. Этому способствовали экономический кризис и рост социальных проблем в обществе: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция, распад института семьи и брака. В этих условиях правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. В декабре 1991 года вышел указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Согласно ука­зу, органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населе­ния (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.)

Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов. В области охраны материнства и детства — законы «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего было предоставлено более 46 гарантий и льгот. В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики: индексация пенсий в зависимости от роста цен, принятие мер социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, совершенствование социальных пособий и выплат, развитие служб обслуживания инвалидов, пенсионеров и малоимущих. В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения осуществляло Министерство социальной защиты. С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа 1993 г. произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В 90-е гг. находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся. Условно их можно классифицировать на основе форм собственности, по ведом­ственному подчинению: государственные, ведомственные, муниципальные, государственно-благотворительные, а также по характеру деятельности (добровольная-регламентированная). Государственные службы курирует Министерство социальной защиты населения, оно обладает самой разветвленной системой социальной помощи: по данным проведенного исследова­ния, к концу 1995 г. насчитывалось 991 учреждение социального обслуживания семьи, 1029 учреждений социального обслужива­ния престарелых и инвалидов, 9997 отделений социальной помощи на дому, 999 территориальных центров, 1366 служб социальной срочной помощи. Главными видами помощи являются: материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная.