Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
План:
школьная политика АлександраI (1801 -1825)
система образования в годы царствования НиколаяI (1825 – 1855)
школьные реформы АлександраII
школьные реформы на рубеже 19-20 вв.
Л. Н. Толстой, его деятельность на ниве народного просвещения.
1) В годы царствования АлександраI школьная политика прошла два различных этапа. На первом этапе (до 1815г) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения.
В 1802г было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П. В. Завадовский (1739-1812). На протяжении 1802-1804гг произошла реформа народного образования.
В первую очередь были приняты Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам
(1804). В подготовки «Предварительных правил…» и «Устава…» участвовали известные ученые и педагоги: академики Н. Я. Озерцковский,
С. М. Румовский, Ф. И. Янкович де Мириево и др.
Устав 1804г. исходил из созданной в конце 18в. школьной системы и предусматривал постепенное преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования: университета (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходские школы (низкая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.
Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах – на 2года. А программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, начало технологии др.
Курс гимнастического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (ботаника, зоология, коммерция, рисование); не было в программе богословия и русского языка.
К уже существующим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.
Не все идеи получили воплощение на практике. Так, уже в 1808г в гимназии был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально в учебном плане он отсутствовал.
Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе, Ярославский лицей, Лазаревский Институт восточных языков в Москве и др.
Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно.
Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев – государственных учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839). Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814).
В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части Французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все больше неприемлемыми.
В 1816 г. А. Н. Голицын возглавил Министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. Император издал манифест о создании Министерством народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию.
2) Новый царь НиколайI (1825-1855) вознамерился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. Для этого он искал подходящего министра, министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828).В уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - «каждому сословию свой уровень образования». Соответственно этому принципу приходские училища предназначались для низших слоев, уездные училища – для детей купцов, ремесленников, и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновничества.
В 1833 Ливена заменил С. С. Уваров (1786-1855), пробывший на посту министра просвещения до 1849г. После инспектирования Университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов, как неудовлетворительное из-за влияния «европейских идей»и в докладе в качестве идеологической платформы воспитания и образования выдвинул три принципа « православие, самодержавие и народность». Доклад вызвал живой интерес НиколаяI, после чего Уваров был назначен министром просвещения.
Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа (православие и самодержавие) соответствовали идее государственной российской политики. Принцип «народности» был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.
Правительство было уверено в своем нераздельном праве на руководстве школьным делом. Такой подход объясняет появление при Уварове и его приемнике П. Щиринском-Шихматове документов наподобие университетского устава (1835), который усиливает единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов.
Столь же реакционной была инструкция Уварова, направленная на то, чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университет.
В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832-1842гг число студентов в университетах выросло с 2,1 тыс. до 3,5 тыс.; количество учащихся различных учебных заведений с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. Тогда же количество гимназий увеличилось с 64 до 76; уездных училищ – с 393 до445; приходских училищ – с 555 до 1067, частных школ – с358 до531; преподавателей и чиновников в системе образования – с 4,8 тыс. до 6,8 тыс.
Получили развитие предусмотренные Уставом 1825 г. особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 г. в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений.
Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования. В программах особое место занимали греческий и латинский языки. Подобную практику поощрял Уваров.
Организацией современного среднего образования занимались другие министерства. Министерство финансов в 1839 г. учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные кассы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица « промышленного состояния». Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности – несколько повышенных школ для государственных крестьян.
В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: 1)с двумя древними языками; 2)с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению.
Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых университетах появились кафедры педагогики.
В значительной части образовательных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества. В подобном духе трактовали судьбы школы и педагогики государственные деятели М. Н. Муравьев, М. М. Сперанский, И. В. Богданович, Н. М.Карамзин, В.В. Жуковский.
В середине 1800-х в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания.
Западники представляли разнообразное общественное явление, но их многое объединяло. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский,
К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский др. Горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническим традициям воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость.
Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания они считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были философ и публицист И.В. Киреевский, поэт А.С. Хомяков, историк С.П. Шевырев.
3) Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в ряду социальных преобразований, главным из которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1860). Признаки либерализации школьной политики 1850 гг. усилились в начале царствования АлександраII.
В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию чем по уставу 1804 г..
Ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условиям для поступления становилось имущественное положение. От оплаты освобождались дети малоимущих родителей.
Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения (1) классическая гимназия с двумя древними языками 2) классическая гимназия с латинским языком 3)реальная гимназия без древних языков)
Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-х летнем курсом обучения по программам классического или современного образования. Во всех средних школах (вышеперечисленные гимназии) должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике.
В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Разрешения открытия новых школ, закрытие учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения осуществлялись уездные школьные советы.
К важным реформам 1860 г. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.
По всей Росси с конца 1850-х г. возникают воскресные школы.
Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на АлександраII.
В 1871- 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно им в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии, где получали техническое образование юноши из средних социальных слоев.
Произошли изменения, которые послужили толчком к развитию высшего женского образования в центральных городах: Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Реформы коснулись и начального образования. Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях.
Был принят новый университетский устав (1882), который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения.
По настоянию Победоносцева (глава священного синода) было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Возросла плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Согласно циркуляру 1887 г. оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителей низов (детям кухарок, крестьян, прачек).
К видным деятелями, развивающими педагогическую относились
Д. И. Писарев, н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.
4) На рубеже 19-20 вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.
В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и педагогические организации предлагали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербуржским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события.
Начиная с 1906 г. Государственная дума несколько раз пыталась принять законопроект о введении начального обучения, но по тем или иным причинам этого не удавалось сделать.
На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширялась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы, а так же школы различных ведомств.
В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3-4- летней элементарной школы). Прежнее городские училища (созданные по положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах.
Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: « Дом свободного ребенка (1906-1909), « Детский труд и отдых» (1909-1918), «Сеттельмент» (1907-1908). « Сеттельмент» был просветительно-воспитательным учреждением, созданным в Москве А. У. Зеленко С. Т. Шацким. В нем юноши и подростки могли получить профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. «Сеттельмент» был возрожден
С. Т. Шацким под новым названием « детский труд и отдых» В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива.
Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже 19-20 вв. оставалась неграмотной (27%).
Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 г. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.
По образцу Запада были устроены несколько учебных заведений (экспериментальные учебно-воспитательные заведения): школа в Царском селе (Е. С. Левицкая), гимназия в Новочеркасске (Е. Д.Петрова).
Новой приметой школьной жизни было появление «сельских гимназий». Они располагались в сельской местности,что позволяло увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом.
Важным и новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух основных направлениях: расширении преподавания ручного труда в начальной школе и учреждении ремесленных и низших технических училищ.
Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной. Школа, как и вся страна оказалась в глубоком кризисе.
В педагогической мысли России на рубеже 19-20 вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование. Первое направление – развитие классической педагогики 19 в. (Н. Ф. Бунаков, К. Ельницкий,П. Ф. Каптерев); второе- философское осмысление проблем воспитания и развития личности ( И. С. Андриевский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и др.); третье – идейное движение, сходное с «реформаторской педагогикой» («новым воспитанием») Запада
(К. Н. ВентцельВ. А. Волкович,П. Ф. Лесгафт, А. П. Нечаев и др.).
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.