logo
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.

План:

  1. школьная политика АлександраI (1801 -1825)

  2. система образования в годы царствования НиколаяI (1825 – 1855)

  3. школьные реформы АлександраII

  4. школьные реформы на рубеже 19-20 вв.

  5. Л. Н. Толстой, его деятельность на ниве народного просвещения.

1) В годы царствования АлександраI школьная политика прошла два различных этапа. На первом этапе (до 1815г) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения.

В 1802г было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П. В. Завадовский (1739-1812). На протяжении 1802-1804гг произошла реформа народного образования.

В первую очередь были приняты Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам

(1804). В подготовки «Предварительных правил…» и «Устава…» участвовали известные ученые и педагоги: академики Н. Я. Озерцковский,

С. М. Румовский, Ф. И. Янкович де Мириево и др.

Устав 1804г. исходил из созданной в конце 18в. школьной системы и предусматривал постепенное преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования: университета (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходские школы (низкая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения.

Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах – на 2года. А программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, начало технологии др.

Курс гимнастического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (ботаника, зоология, коммерция, рисование); не было в программе богословия и русского языка.

К уже существующим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

Не все идеи получили воплощение на практике. Так, уже в 1808г в гимназии был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально в учебном плане он отсутствовал.

Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе, Ярославский лицей, Лазаревский Институт восточных языков в Москве и др.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно.

Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев – государственных учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839). Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814).

В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части Французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все больше неприемлемыми.

В 1816 г. А. Н. Голицын возглавил Министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. Император издал манифест о создании Министерством народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию.

2) Новый царь НиколайI (1825-1855) вознамерился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. Для этого он искал подходящего министра, министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828).В уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - «каждому сословию свой уровень образования». Соответственно этому принципу приходские училища предназначались для низших слоев, уездные училища – для детей купцов, ремесленников, и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновничества.

В 1833 Ливена заменил С. С. Уваров (1786-1855), пробывший на посту министра просвещения до 1849г. После инспектирования Университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов, как неудовлетворительное из-за влияния «европейских идей»и в докладе в качестве идеологической платформы воспитания и образования выдвинул три принципа « православие, самодержавие и народность». Доклад вызвал живой интерес НиколаяI, после чего Уваров был назначен министром просвещения.

Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа (православие и самодержавие) соответствовали идее государственной российской политики. Принцип «народности» был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.

Правительство было уверено в своем нераздельном праве на руководстве школьным делом. Такой подход объясняет появление при Уварове и его приемнике П. Щиринском-Шихматове документов наподобие университетского устава (1835), который усиливает единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов.

Столь же реакционной была инструкция Уварова, направленная на то, чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университет.

В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832-1842гг число студентов в университетах выросло с 2,1 тыс. до 3,5 тыс.; количество учащихся различных учебных заведений с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. Тогда же количество гимназий увеличилось с 64 до 76; уездных училищ – с 393 до445; приходских училищ – с 555 до 1067, частных школ – с358 до531; преподавателей и чиновников в системе образования – с 4,8 тыс. до 6,8 тыс.

Получили развитие предусмотренные Уставом 1825 г. особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 г. в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений.

Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования. В программах особое место занимали греческий и латинский языки. Подобную практику поощрял Уваров.

Организацией современного среднего образования занимались другие министерства. Министерство финансов в 1839 г. учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные кассы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица « промышленного состояния». Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности – несколько повышенных школ для государственных крестьян.

В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: 1)с двумя древними языками; 2)с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых университетах появились кафедры педагогики.

В значительной части образовательных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества. В подобном духе трактовали судьбы школы и педагогики государственные деятели М. Н. Муравьев, М. М. Сперанский, И. В. Богданович, Н. М.Карамзин, В.В. Жуковский.

В середине 1800-х в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания.

Западники представляли разнообразное общественное явление, но их многое объединяло. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский,

К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский др. Горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническим традициям воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость.

Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания они считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были философ и публицист И.В. Киреевский, поэт А.С. Хомяков, историк С.П. Шевырев.

3) Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в ряду социальных преобразований, главным из которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1860). Признаки либерализации школьной политики 1850 гг. усилились в начале царствования АлександраII.

В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию чем по уставу 1804 г..

Ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условиям для поступления становилось имущественное положение. От оплаты освобождались дети малоимущих родителей.

Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения (1) классическая гимназия с двумя древними языками 2) классическая гимназия с латинским языком 3)реальная гимназия без древних языков)

Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с 4-х летнем курсом обучения по программам классического или современного образования. Во всех средних школах (вышеперечисленные гимназии) должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике.

В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию. Он имел в виду сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Разрешения открытия новых школ, закрытие учебных заведений, назначения, оплаты и увольнения осуществлялись уездные школьные советы.

К важным реформам 1860 г. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

По всей Росси с конца 1850-х г. возникают воскресные школы.

Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на АлександраII.

В 1871- 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно им в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии, где получали техническое образование юноши из средних социальных слоев.

Произошли изменения, которые послужили толчком к развитию высшего женского образования в центральных городах: Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Реформы коснулись и начального образования. Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях.

Был принят новый университетский устав (1882), который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения.

По настоянию Победоносцева (глава священного синода) было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Возросла плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Согласно циркуляру 1887 г. оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителей низов (детям кухарок, крестьян, прачек).

К видным деятелями, развивающими педагогическую относились

Д. И. Писарев, н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.

4) На рубеже 19-20 вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.

В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и педагогические организации предлагали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербуржским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события.

Начиная с 1906 г. Государственная дума несколько раз пыталась принять законопроект о введении начального обучения, но по тем или иным причинам этого не удавалось сделать.

На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширялась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы, а так же школы различных ведомств.

В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3-4- летней элементарной школы). Прежнее городские училища (созданные по положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах.

Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: « Дом свободного ребенка (1906-1909), « Детский труд и отдых» (1909-1918), «Сеттельмент» (1907-1908). « Сеттельмент» был просветительно-воспитательным учреждением, созданным в Москве А. У. Зеленко С. Т. Шацким. В нем юноши и подростки могли получить профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. «Сеттельмент» был возрожден

С. Т. Шацким под новым названием « детский труд и отдых» В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива.

Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже 19-20 вв. оставалась неграмотной (27%).

Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 г. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.

По образцу Запада были устроены несколько учебных заведений (экспериментальные учебно-воспитательные заведения): школа в Царском селе (Е. С. Левицкая), гимназия в Новочеркасске (Е. Д.Петрова).

Новой приметой школьной жизни было появление «сельских гимназий». Они располагались в сельской местности,что позволяло увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом.

Важным и новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух основных направлениях: расширении преподавания ручного труда в начальной школе и учреждении ремесленных и низших технических училищ.

Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной. Школа, как и вся страна оказалась в глубоком кризисе.

В педагогической мысли России на рубеже 19-20 вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование. Первое направление – развитие классической педагогики 19 в. (Н. Ф. Бунаков, К. Ельницкий,П. Ф. Каптерев); второе- философское осмысление проблем воспитания и развития личности ( И. С. Андриевский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и др.); третье – идейное движение, сходное с «реформаторской педагогикой» («новым воспитанием») Запада

(К. Н. ВентцельВ. А. Волкович,П. Ф. Лесгафт, А. П. Нечаев и др.).