Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения:
а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
В общенаучном плане, метод - путь исследования, теория, учение - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "
Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
Методологическая культура исследователя говорит о том, что каждый исследователь должен придерживаться системы принципов исследования. Также он должен уметь организовывать исследовательскую деятельность. Знать структуру исследования, четко ей следовать. А также знать построение практической деятельности. Применять ее на практике.
Этическая культура исследователя говорит о том, что исследователь (в частности социальный педагог) должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.
Социальный педагог (как и любой исследователь) должен соответствовать этической парадигме (образец, тип, модель) и следовать принципам:
Не навреди!
Субъект-субъектные отношения
Скрытие фамилий
Индивидуальный подход
Не публикация данных
Разработка научного аппарата исследования.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.
Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.
Объект исследования – это педагогическое пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, явления, реальные педагогические процессы (воспитание какого – либо качества, обучение чему – либо, развитие одной из сторон личности, формирование коллектива), которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Он характеризует определенные стороны, свойства объекта, представляющие для исследователя определенный интерес в связи с данной проблемой. Предметом может быть совокупность элементов, связей, отношений в области объекта.
Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой пробное обобщение относительно изучаемых явлений и возможных путей разрешения проблемы
Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Теоретические задачи (ключевые слова: ознакомиться, изучить, рассмотреть, разработать понятийно – терминологическую систему, проанализировать, сопоставить точки зрения, обобщить и т.д.)
Практические задачи (ключевые слова: подобрать и создать методики, исследовать, разработать, апробировать, проанализировать, выявить особенности, определить условия, сравнить, определить результативность).
При организации диагностического этапа исследования необходимо планирование оптимального числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.
Поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержание специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы “носители” нового), временные рамки и технологии нововведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или методик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспитании и развитии учащихся и другие.
Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать, как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной её социальной адаптации. Выбор форм, методов и приёмов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его микросоциального окружения, уровня образования, и так далее.
Так как социально-педагогическая деятельность представляет собой интегративную междисциплинарную область общественной практики, методы работы социального педагога предполагает сочетание научных и практических методов смежных наук: педагогики, психологии, социологии, права, медицины, культурологии.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний,
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта.
На основе функций социально-педагогической деятельности выделяют следующие группы методов:
Психолого-педагогической коррекции
Социальной адаптации
Профилактики
Реабилитации
Социально-педагогической помощи и поддержки
Исследовательские методы
Социально-педагогическое исследование является составным элементом методики работы социального педагога. Рассмотрим основные этапы исследования:
1. Выбор темы. Определение задач. Разработка гипотезы.
- Выделение проблемы;
- Формулировка темы;
- Определение обьъекта и предмета исследования;
- Анализ научных фактов;
- Сбор дополнительной информации;
- Ведущая идея, замысел;
- Определение цели, задач исследования;
- Определение гипотезы.
2. Выбор методов. Формулировка выводов.
- Определение выборки;
- Выбор методов;
- Проверка гипотезы;
- Конструирование предварительных выводов;
- Дополнительная проверка, уточнение выводов;
- Построение заключительных выводов.
3. Оформление работы. Внедрение полученных результатов в практику.
Метод социально-педагогического исследования - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения социально-педагогической действительности, подчиненные определенной цели.
Методы диагностики и интерпретации различных данных.
Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.
Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его так называемой понятийной матрице (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.
Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке — толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве — творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария.
По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.
Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, нетривиального.
К основным методам социально-педагогического исследования относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, биографический метод, метод экспертной оценки, методы тестирования, эксперимент, мониторинг. Рассмотрим эти методы подробнее.
Изучение опыта – означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.
Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю.
Наблюдение. Наблюдение - основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация исследуемого объекта. Может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".
Главными особенностями метода наблюдения являются:
• непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
• пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
• сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.
Виды наблюдений. Наблюдение может быть включенным и невключенным.
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует, невключенное наблюдение ведется человеком, не являющимся членом этой группы.
В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение.
Открытое наблюдение предполагает, что наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем, скрытое - когда исследуемые не знают о наблюдении.
Так же различают несистематическое и систематическое наблюдение.
• Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
• Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию. Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
• в первом случае фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, охватываются процессы в целостном виде: от их начала до завершения.
• во втором случае обращается внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов (например, фиксирует только частоту проявления агрессии)
Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. К недостаткам метода наблюдения, которые в принципе нельзя исключить относятся в первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Например, искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу, он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.п.
А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.
Галла-эффект. Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усреднённую оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Беседа. Беседа - эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов, выявить причины тех или иных поступков. С помощью бесед также получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам.
Беседа, как научный метод исследования, должна иметь внутреннюю структурную логику и хотя бы ориентировочный тематический план. Важным этапом для проведения беседы является подготовительный этап, на котором осуществляется сбор необходимой информации, предварительных сведений об исследуемом.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений о том, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, даёт ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
Успех беседы обеспечивают такие технологические условия как:
• Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности, плана беседы;
• Умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой;
• Создание атмосферы взаимного уважения и доверия;
• Искусное использование методов убеждения и внушения;
• Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах жизни;
• Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
• Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Опрос. Опросы по форме делятся на устные - интервью, и письменные - анкетирование.
Интервью называют целенаправленным опросом. Специфика интервью в том, что оно проводится по определённому плану с последующим протоколированием содержания прямого контакта с респондентом (опрашиваемым). Интервью определяется как "псевдобеседа" так как в социальных науках интервью методологически сочетается и даже совпадает с беседой по специфике осуществления, так, например «свободное» интервью ничто иное, как длительная беседа. Главным образом, интервью отличается от беседы четкостью структуры, конкретностью задаваемых вопросов, подчиненностью их определенной заданной теме.
Виды интервью: стандартизированное, нестандантизированное, формализованное.
Анкетирование - метод сбора статистического материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Типы анкет:
• открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа;
• закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;
• именные, требующие указывать фамилии испытуемого;
• анонимные, обходящиеся без нее и др.
При составлении анкеты учитываются:
• содержание вопросов;
• форма вопросов - открытые или закрытые;
• формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.);
• количество и порядок следования вопросов.
Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих закономерностей. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов. Анкетирование — это средство первой ориентировки, предварительной «разведки».
Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Прием изучения школьной документации.
- личные дела
- мед карты
- классные журналы
- ученические дневники
- протоколы собраний
Изучаем с помощью этого метода:
- личностные характеристики (успеваемость, заинтересованность)
- реально сложившаяся практика в дом. образовательном учреждении.
Эксперимент. Эксперимент - один из основных методов научного познания. Отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (Переменная - любая реальность, наблюдаемые изменения могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале). Суть эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
Эксперимент организуется в специально созданных управляемых условиях для установления причинно-следственной связи, а так же получения количественных характеристик явлений.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезу. Гипотеза (основание, предположение) - научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически).
. Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Психолого-педагогические эксперименты различаются:
• по форме проведения (лабораторный и естественный);
• по количеству переменных;
• по целям;
• по характеру организации исследования.
• по количеству изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперименты {Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте Многомерный эксперимент изучение явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости).
Применение эксперимента, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Одна из трудностей применения эксперимента так же заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение.
Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств - высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных.
Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям.
Биографический метод. Биографический метод - это способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические данные это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение
Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед, а так же архивные документы. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием. Обычно, основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т. п.
Н. Дензин дал такое определение биографического метода: биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания.
Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения, отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда - группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п.
Следующая фундаментальная особенность биографического метода - его направленность на воссоздание исторической, развернутой во времени, перспективы событий.
Направленность биографического метода на то, чтобы представить субъективный опыт человека, требует какого-то переосмысления критериев объективности исследования. Исследователь должен прежде всего определить, какова Собственная история>, личная трактовка субъекта. То, как субъект сам определяет ситуацию, в данном случае важнее, чем то, какова ситуация <сама по себе> Эта Собственная история> может и должна быть дополнена сведениями о том, как определяют ситуацию другие участники. Сопоставление точек зрения и сведений, полученных с помощью разных методов и (или) из разных источников, позволяет полно и достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников.
Наиболее очевидные недостатки биографического метода связаны с излишне дескриптивным характером получаемых данных, опасностью подмены научных объяснений и эмпирических доказательств высокохудожественными и вполне субъективными повествованиями.
Мониторинг. Направление деятельности социального педагога предполагает рассмотрение понятия «мониторинг» с позиции социологии и педагогики. С точки зрения социологии - это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды», с позиции педагогики мониторинг рассматривается как способ исследования педагогической реальности
Социально-педагогический мониторинг - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
Выделяются следующие виды мониторинга:
• Информационный - предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованное обследование на этапе сбора информации.
• Базовый - выявляет проблемы и опасности до того, как они осознаны в сфере управления.
• Проблемный - позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем.
• Управленческий - имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений/
Можно выделить следующие составные части социально-педагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы состояния объекта, система критериев оценки, содержание, обратная информация, оценка, коррекция, результат.
Одна из составляющих частей мониторинга - обоснование нормы, с которой сравнивают физические результаты. За этим следует содержательная оценка состояния объекта и разработка программы коррекции.
При проведении мониторинга имеет место практика выделения в качестве объекта мониторинга отдельных видов деятельности образовательного учреждения, при этом выбор часто осуществляется по принципу выявления «проблемных зон», или «слабых звеньев». Обнаружив проблему, возникает потребность ее изучить - осуществляется первичный сбор информации. Далее определяются направления изменений, которые должны привести к решению проблемы, намечаются и проводятся ряд мероприятий. После этого проводится вторичный сбор информации и сравнение ее с ранее собранными данными.
Рассматривая социально-педагогический мониторинг с технологической стороны, можно выделить следующие принципы организации.
Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.
Принцип научности означает организацию мониторинга, соответствующую основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Принцип педагогической целесообразности - выступает средством глубокого изучения личности и надёжным инструментом педагогического управления её продвижением в процессе социальной адаптации. В использовании методов, приёмов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учётом особенностей конкретной ситуации.
Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определённый момент, на определённой стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.
Возможные направления мониторинговой деятельности социального педагога в школе:
• Внеучебная работа. Изучение социума ученика, уровень сформированности классного коллектива, социализация ребенка, воспитательная позиция родителей, комфортность в школе и др.
• Комфортность образовательной среды. Здоровьесберегающая деятельность ОУ, улучшение социально-бытовых условий обучения и воспитания, психологический климат в коллективе и др.
Тестирование. Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а так же своеобразие их последующей интерпретации.
Тесты разделяются на:
• Индивидуальные и групповые
• Вербальные и невербальные
• Количественные и качественные
• Общие и специальные
• Тест-опросник и тест-задание (тест-опросник - ответы на продуманные вопросы, по которым можно судить о психологических качествах испытуемого; тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе выполнения специальных заданий)
Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т. д. Их недостатком является ограниченность получаемой информации, а так же то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Условия использования метода:
1. Тщательный подбор экспертов способных к объективной и непредвзятой оценке, и обладающих несомненными знаниями в оцениваемой области.
2. Выбор точной и удобной системы оценок и соответствие шкал, снабженных пояснениями.
Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие, близкие оценки (мнения), есть основание полагать, что эти оценки и мнения близки к истине.
Социометрия. Социометрия - это метод изучения группы, направленный на выявления структуры группы при помощи фиксирования взаимоотношений между ее членами. Социометрия представляет собой метод опроса и алгоритм для для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению раснообразных персональных и групповых индексов.
Психометрический метод (психометрия) - совокупность теоретико-математических моделей и процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой (ранговой, категориальной) форме.
Психометрические методики — достаточно широкий спектр экспериментальных методов, позволяющих проводить измерения и квантификацию различных психологических феноменов.
В приложении к изучению визуальной коммуникации психометрические методики апеллируют, в первую очередь, к психологическим феноменам восприятия и (условно) делятся на три группы:
психометрические методики измерения образа,
психометрические методики измерения смысла,
психометрические методики измерения взаимодействия.
Методики первой и второй групп ориентированы на изучение статичных визуальных объектов: полиграфических и телевизионных. Третья группа психометрических методик относится к изучению интерактивных визуальных систем, в первую очередь, пользовательских интерфейсов. Поэтому, если при измерениях образа и смысла визуального обращения используются различные формы опросов и анкетирования, то для измерения взаимодействия, напротив, используются игровые, сценарные эксперименты, чем психометрические методики третьей группы принципиально отличаются от методик первых двух групп.
Предмет исследования определяет метод!
Критерии оценки полученных данных, их качественный и количественный анализ.
Количественный анализ, полученных данных предназначен для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.
Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
Качественный анализ данных предназначен для получения с помощью специальной техники, так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным.
В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального
Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).
Методы математической обработки многомерных данных.
Если для каждого объекта регистрируются значения двух или нескольких переменных, такие данные называются многомерными.
Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов. Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, т. е. представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.
Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.
Дисперсионный анализ – статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. Его особенность состоит в том, что наблюдаемый признак может быть только количественным, в тоже время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.
Регрессионный анализ позволяет выявить количественную (численную) зависимость среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Как правило данный вид анализа применяется тогда, когда требуется выяснить насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.
Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик социально-психологических и педагогических явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.
Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.
Критерии значимости полученных результатов.
Уровень значимости – это вероятность ошибки первого рода при принятии решения (вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы).
Альтернативные гипотезы принимаются тогда и только тогда, когда опровергается нулевая гипотеза. Это бывает в случаях, когда различия, скажем, в средних арифметических экспериментальной и контрольной групп настолько значимы (статистически достоверны), что риск ошибки отвергнуть нулевую гипотезу и принять альтернативную не превышает одного из трех принятых уровней значимости статистического вывода:
первый уровень — 5% (р=5%); где допускается риск ошибки в выводе в пяти случаях из ста теоретически возможных таких же экспериментов при строго случайном отборе испытуемых для каждого эксперимента;
второй уровень — 1%, т. е. соответственно допускается риск ошибиться только в одном случае из ста;
третий уровень — 0,1%, т. е. допускается риск ошибиться только в одном случае из тысячи.
Последний уровень значимости предъявляет очень высокие требования к обоснованию достоверности результатов эксперимента и потому редко используется. В педагогических исследованиях, не нуждающихся в очень высоком уровне достоверности, представляется разумным принять 5% уровень значимости.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социально-педагогические методы исследования являются некоторым отборочным сочетанием социологических и педагогических методов исследования, поэтому не лишним будет ознакомиться с социологиченскими методами исследования
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Анаскопия - предложенный Т.Гайгером метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп с точки зрения составляющих их индивидов.
Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Биографический метод - метод исследования личных документов представителей определенной группы лиц для выявления взаимосвязей между их установками и социальной средой.
Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.
Катаскопия- метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп на основе индивидуального поведения.
Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Матричные модели - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств социальных объектов.
Метод групповой дискуссии - метод сбора данных, при котором на основе определенной концепции ведется целенаправленный разговор в малой группе по проблемам, интересующим исследователя. Этот метод сочетает элементы группового и глубинного интервью, а также элементы социологического наблюдения.
Метод изучения предпочтений - совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении некоторого набора объектов по заданному критерию. Методами изучения предпочтений являются: метод ранжирования, метод множественного сравнения, метод парных сравнений.
Метод кросс-культурного сравнения - метод выявления универсальных и специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур.
Метод переводных оценок- метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки.
Монографический метод - метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений.
Проективная техника- метод изучения личности или установок, в котором испытуемому предлагают отреагировать на (стандартизированный) набор неконкретных или нейтральных стимулов с целью вызвать у испытуемого непроизвольную реакцию на них и получить их интерпретацию.
Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.
Сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.