logo
Ответы на ГОС[1][1]

Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)

Ведущим видом деятельности в период 4,5 – 6 лет является ролевая игра. К ролевым играм относятся “Дочки-матери”, “Пожарники”, “Войнушка”, “Казаки-разбойники”, а также – сцены из фильмов и мультфильмов, инсценировка деятельности взрослых. Игра все больше приобретает социальную направленность, то есть все больше связывает ребенка с миром, в котором он живет.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Ощущения и восприятие

Восприятие продолжает дифференцироваться, в нем все больше социального, все больше оно связано с речью, но – к тому же – оно является все более скрытым. Все меньше и меньше ребенок помогает своему восприятию действиями, словами, то есть переходит во внутренний план.

Совершенствованию восприятия способствуют трудовая деятельность совместно с взрослыми, игры, связанные с вырезанием, лепкой, выжиганием, рисованием и т.п. В таких формах деятельности ребенок имеет возможность соотносить наблюдаемое явление с собственными действиями, менять объективный мир.

По-прежнему могут возникать трудности в восприятии времени и возрастных отношений (“раньше”, “позже”, “вчера”, “завтра”, “старше”, “младше”). Ребенку 5-6 лет сложно оперировать временем, отображенным на часах. Такого же рода трудности возникают и при восприятии размеров и массы (“выше”, “длиннее”, “тяжелее” и т. д.).

Память

Ребенок уже может организовывать воспоминания, что проявляется в возможности запоминать небольшие стихи (правда, ему очень сложно пересказать их своими словами, – для большинства невозможно). Прочность запоминания напрямую связана с тем, что привлекает ребенка. Все, что касается любимого фильма, любимой игрушки, любимой игры, интересующего события, – он запоминает достаточно прочно и легко к этой информации возвращается.

К этому возрасту, ребенок меньше опирается на наглядные образы, а все больше – на скрытые, существенные взаимосвязи.

В этом возрасте у ребенка расширяется осознанное прошлое: он уже помнит себя два-три года назад, что является предпосылкой для сравнения, сопоставления и осмысления.

Речь

К концу преддошкольного возраста (3-4,5) в речи ребенка появляется логическое рассуждающее мышление: ребенок устанавливает логические взаимосвязи, следствия и причины (все это проявляется в речи). Наблюдается переход к сложноподчиненным предложениям. Во фразах ребенка можно выделить вводные, главные и придаточные предложения. Появляются конструкции “потому что”, “чтобы”, “если”.

Эти линии развития имеют место и в дошкольном возрасте. К концу шестого года ребенок обычно полностью осваивает фонетику языка. Они в пассиве могут “держать” около 14 тысячи слов, а в активном использовании – 2-3 тысячи. Что касается семантики, то речь ребенка еще слишком неточна. Его выводы могут быть чересчур широкими. Например, “сын учителя” и “учитель сына” могут быть для ребенка семантически тождественными (классические эксперименты А. Р. Лурия).

Развитие речи в дошкольный период обусловлено изучением языка. Ребенок (в детском саду или на подготовительных занятиях) овладевает структурой слова, построением предложений и т.д. Постепенно окончательно формируется внутренняя речь (хотя дошкольник еще слишком сильно “подчеркивает” ее жестами, эмоциональными восклицаниями, шевелениями губ и др. внешними действиями). Процесс формирования внутренней речи может длиться все детство.

К концу дошкольного возраста ребенок уже свободно использует понятия, абстрагируясь от внешней деятельности. Эгоцентрическая речь у ребенка уже переходит во внутренний план.

Мышление

Как уже неоднократно указывалось в лекциях, развитие мышления очень тесно связано с речью: в общем-то, наблюдая за речью и действиями ребенка, мы и можем судить о тех или иных мыслительных операциях.

В начале дошкольного возраста ребенку еще сложно мысленно (“про себя”) сравнить известные предметы между собой. Также, ему сложно определить целую картину по ее фрагментам (даже если он и знает хорошо картинку).

Согласно теории развития мышления, разработанной известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, чтобы понять познавательную деятельность ребенка, необходимо рассматривать его как исследователя. После каждого опыта исследования мира у ребенка формируется некая схема, фрагмент, которые потом могут меняться (но только тогда, когда старая схема оказывается неадекватной). Процесс активного сравнения того, что ребенок исследует, со своей схемой, Ж. Пиаже называет ассимиляцией. Если же, благодаря взаимодействию, ребенок конструктивно преобразует сложившуюся схему, то появляется новый опыт, новое знание. Этот процесс Пиаже назвал аккомодацией.

Вообще, Пиаже выделял четыре стадии развития мыслительных операций. На первой стадии (от одного до двух лет), которую Ж. Пиаже назвал стадией сенсомоторного интеллекта, ребенок непосредственно воспринимает объекты, постепенно осознавая свое “Я”, себя как активного субъекта.

Вторая стадия – стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этом этапе формируются наглядные представления, внутренняя речь, эгоцентрическое мышление (Я – это центр мира). Другие стадии мы рассмотрим при изучении других возрастных периодов. Обучаться логическим мыслительным операциям ребенок активно начинает в младшем школьном возрасте.

Представление и воображение

Ранее мы почти совсем не упоминали о таком процессе, как представление, – и понятно, почему. Поскольку представление – это процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта, то ясно. Что представление начинает активно развиваться как раз в дошкольном возрасте (5-6 лет).

Дошкольник преимущественно мыслит наглядно, образами. Они еще достаточно бледные, нечеткие. Также, можно сказать и о времени представлений (около 10-30 секунд) – они быстро “тают” и, спустя небольшой отрывок времени, необходимо снова предъявлять стимул. Их нужно стимулировать вопросами, упражнениями, заданиями, но целенаправленное развитие представлений станет хорошей основой для последующей учебной деятельности в школе.

Воображение в дошкольном возрасте характеризуется большей произвольностью (ребенок придумывает сам, без наводящих вопросов взрослого). К концу дошкольного возраста воображение ребенка выполняет познавательно-интеллектуальную (создание новых образов на основе старых) и аффективно-защитную (разрешение конфликтов во внутреннем плане) функции. К 6 годам достаточно многие дети настолько хорошо создают “свои миры”, что могут “жить” в них. Некоторые с легкостью создают свои сюжеты для игры, со своими правилами.

Уровень развития воображения в этом возрасте можно диагностировать по игре: насколько ребенок преобразует сюжет, меняет его, добавляет детали и т.д.

Внимание

К 6-ти годам внимание ребенка настолько произвольно, что дети могут сосредоточиться на одном объекте в течение 12-20 секунд. Одной деятельностью ребенок уже может заниматься более двадцати минут. Ребенок уже может “заставлять” себя изучать что-либо.

Эмоции и мотивы

Вообще, в дошкольный период эмоции по-прежнему характеризуются “взрывным” характером, неустойчивостью, кратковременностью. Ребенок очень быстро, легко переходит от одного эмоционального состояния к другому.

В возрасте 4,5 – 6 лет у ребенка появляется такая эмоционально-личностная характеристика как эмпатия – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Выделяют гуманистическую эмпатию (за другого человека) и эгоцентрическую (сочувствие другому, так как произошедшее связано и с самим ребенком). Пятилетний ребенок уже может воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями, определенной ситуацией. Также эмпатия проявляется и в ролевой игре.

Тем не менее, научные эксперименты показывают, что примерно половина современных детей характеризуются нестабильностью в проявлении эмоциональной отзывчивости.

К 6-ти годам у ребенка отчетливо формируется способность различать истинные и наигранные эмоции. Лучше он распознает отрицательные эмоции. Некоторые дети в этот период могут осознавать амбивалентность, противоречивость некоторых эмоций.

Примерно к 4-м годам ребенок может соподчинять мотивы и потребности; к 6-ти годам уже формируются доминирующие установки. Все больше играет роль мотив автономии, что может проявляться в излишнем негативизме и упрямстве, но, при оказании реального уважения ребенку, эти установки становятся менее деструктивными.

К концу дошкольного возраста, ребенок хорошо осознает особенности своего тела, физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом (что проявляется в предпочтениях в игре), воспринимает себя членом определенной группы.

К концу дошкольного возраста ребенок должен демонстрировать определенный уровень готовности к школе.

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Это ситуация, в которой поведение и результаты учащихся не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности.

Под педагогической запущенностью понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школьного общества.

По мнению Овчаровой Р.В. социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально-педагогическими условиями, в которых он развивается.

Социальная запущенность – основа трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка, не сформированности ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности.

Социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги,

отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.