Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
Ведущим видом деятельности в период 4,5 – 6 лет является ролевая игра. К ролевым играм относятся “Дочки-матери”, “Пожарники”, “Войнушка”, “Казаки-разбойники”, а также – сцены из фильмов и мультфильмов, инсценировка деятельности взрослых. Игра все больше приобретает социальную направленность, то есть все больше связывает ребенка с миром, в котором он живет.
Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Ощущения и восприятие
Восприятие продолжает дифференцироваться, в нем все больше социального, все больше оно связано с речью, но – к тому же – оно является все более скрытым. Все меньше и меньше ребенок помогает своему восприятию действиями, словами, то есть переходит во внутренний план.
Совершенствованию восприятия способствуют трудовая деятельность совместно с взрослыми, игры, связанные с вырезанием, лепкой, выжиганием, рисованием и т.п. В таких формах деятельности ребенок имеет возможность соотносить наблюдаемое явление с собственными действиями, менять объективный мир.
По-прежнему могут возникать трудности в восприятии времени и возрастных отношений (“раньше”, “позже”, “вчера”, “завтра”, “старше”, “младше”). Ребенку 5-6 лет сложно оперировать временем, отображенным на часах. Такого же рода трудности возникают и при восприятии размеров и массы (“выше”, “длиннее”, “тяжелее” и т. д.).
Память
Ребенок уже может организовывать воспоминания, что проявляется в возможности запоминать небольшие стихи (правда, ему очень сложно пересказать их своими словами, – для большинства невозможно). Прочность запоминания напрямую связана с тем, что привлекает ребенка. Все, что касается любимого фильма, любимой игрушки, любимой игры, интересующего события, – он запоминает достаточно прочно и легко к этой информации возвращается.
К этому возрасту, ребенок меньше опирается на наглядные образы, а все больше – на скрытые, существенные взаимосвязи.
В этом возрасте у ребенка расширяется осознанное прошлое: он уже помнит себя два-три года назад, что является предпосылкой для сравнения, сопоставления и осмысления.
Речь
К концу преддошкольного возраста (3-4,5) в речи ребенка появляется логическое рассуждающее мышление: ребенок устанавливает логические взаимосвязи, следствия и причины (все это проявляется в речи). Наблюдается переход к сложноподчиненным предложениям. Во фразах ребенка можно выделить вводные, главные и придаточные предложения. Появляются конструкции “потому что”, “чтобы”, “если”.
Эти линии развития имеют место и в дошкольном возрасте. К концу шестого года ребенок обычно полностью осваивает фонетику языка. Они в пассиве могут “держать” около 14 тысячи слов, а в активном использовании – 2-3 тысячи. Что касается семантики, то речь ребенка еще слишком неточна. Его выводы могут быть чересчур широкими. Например, “сын учителя” и “учитель сына” могут быть для ребенка семантически тождественными (классические эксперименты А. Р. Лурия).
Развитие речи в дошкольный период обусловлено изучением языка. Ребенок (в детском саду или на подготовительных занятиях) овладевает структурой слова, построением предложений и т.д. Постепенно окончательно формируется внутренняя речь (хотя дошкольник еще слишком сильно “подчеркивает” ее жестами, эмоциональными восклицаниями, шевелениями губ и др. внешними действиями). Процесс формирования внутренней речи может длиться все детство.
К концу дошкольного возраста ребенок уже свободно использует понятия, абстрагируясь от внешней деятельности. Эгоцентрическая речь у ребенка уже переходит во внутренний план.
Мышление
Как уже неоднократно указывалось в лекциях, развитие мышления очень тесно связано с речью: в общем-то, наблюдая за речью и действиями ребенка, мы и можем судить о тех или иных мыслительных операциях.
В начале дошкольного возраста ребенку еще сложно мысленно (“про себя”) сравнить известные предметы между собой. Также, ему сложно определить целую картину по ее фрагментам (даже если он и знает хорошо картинку).
Согласно теории развития мышления, разработанной известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, чтобы понять познавательную деятельность ребенка, необходимо рассматривать его как исследователя. После каждого опыта исследования мира у ребенка формируется некая схема, фрагмент, которые потом могут меняться (но только тогда, когда старая схема оказывается неадекватной). Процесс активного сравнения того, что ребенок исследует, со своей схемой, Ж. Пиаже называет ассимиляцией. Если же, благодаря взаимодействию, ребенок конструктивно преобразует сложившуюся схему, то появляется новый опыт, новое знание. Этот процесс Пиаже назвал аккомодацией.
Вообще, Пиаже выделял четыре стадии развития мыслительных операций. На первой стадии (от одного до двух лет), которую Ж. Пиаже назвал стадией сенсомоторного интеллекта, ребенок непосредственно воспринимает объекты, постепенно осознавая свое “Я”, себя как активного субъекта.
Вторая стадия – стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этом этапе формируются наглядные представления, внутренняя речь, эгоцентрическое мышление (Я – это центр мира). Другие стадии мы рассмотрим при изучении других возрастных периодов. Обучаться логическим мыслительным операциям ребенок активно начинает в младшем школьном возрасте.
Представление и воображение
Ранее мы почти совсем не упоминали о таком процессе, как представление, – и понятно, почему. Поскольку представление – это процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта, то ясно. Что представление начинает активно развиваться как раз в дошкольном возрасте (5-6 лет).
Дошкольник преимущественно мыслит наглядно, образами. Они еще достаточно бледные, нечеткие. Также, можно сказать и о времени представлений (около 10-30 секунд) – они быстро “тают” и, спустя небольшой отрывок времени, необходимо снова предъявлять стимул. Их нужно стимулировать вопросами, упражнениями, заданиями, но целенаправленное развитие представлений станет хорошей основой для последующей учебной деятельности в школе.
Воображение в дошкольном возрасте характеризуется большей произвольностью (ребенок придумывает сам, без наводящих вопросов взрослого). К концу дошкольного возраста воображение ребенка выполняет познавательно-интеллектуальную (создание новых образов на основе старых) и аффективно-защитную (разрешение конфликтов во внутреннем плане) функции. К 6 годам достаточно многие дети настолько хорошо создают “свои миры”, что могут “жить” в них. Некоторые с легкостью создают свои сюжеты для игры, со своими правилами.
Уровень развития воображения в этом возрасте можно диагностировать по игре: насколько ребенок преобразует сюжет, меняет его, добавляет детали и т.д.
Внимание
К 6-ти годам внимание ребенка настолько произвольно, что дети могут сосредоточиться на одном объекте в течение 12-20 секунд. Одной деятельностью ребенок уже может заниматься более двадцати минут. Ребенок уже может “заставлять” себя изучать что-либо.
Эмоции и мотивы
Вообще, в дошкольный период эмоции по-прежнему характеризуются “взрывным” характером, неустойчивостью, кратковременностью. Ребенок очень быстро, легко переходит от одного эмоционального состояния к другому.
В возрасте 4,5 – 6 лет у ребенка появляется такая эмоционально-личностная характеристика как эмпатия – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Выделяют гуманистическую эмпатию (за другого человека) и эгоцентрическую (сочувствие другому, так как произошедшее связано и с самим ребенком). Пятилетний ребенок уже может воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями, определенной ситуацией. Также эмпатия проявляется и в ролевой игре.
Тем не менее, научные эксперименты показывают, что примерно половина современных детей характеризуются нестабильностью в проявлении эмоциональной отзывчивости.
К 6-ти годам у ребенка отчетливо формируется способность различать истинные и наигранные эмоции. Лучше он распознает отрицательные эмоции. Некоторые дети в этот период могут осознавать амбивалентность, противоречивость некоторых эмоций.
Примерно к 4-м годам ребенок может соподчинять мотивы и потребности; к 6-ти годам уже формируются доминирующие установки. Все больше играет роль мотив автономии, что может проявляться в излишнем негативизме и упрямстве, но, при оказании реального уважения ребенку, эти установки становятся менее деструктивными.
К концу дошкольного возраста, ребенок хорошо осознает особенности своего тела, физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом (что проявляется в предпочтениях в игре), воспринимает себя членом определенной группы.
К концу дошкольного возраста ребенок должен демонстрировать определенный уровень готовности к школе.
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Это ситуация, в которой поведение и результаты учащихся не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности.
Под педагогической запущенностью понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школьного общества.
По мнению Овчаровой Р.В. социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально-педагогическими условиями, в которых он развивается.
Социальная запущенность – основа трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка, не сформированности ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности.
Социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги,
отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.