Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Основные функции общения:
- инструментальная (инструмент для передачи информации или восприятия)
- синдикативная (средство объединения людей)
- самовыражения, самопрезентация
- трансляционная
Вспомогательные или дополнительные функции общения:
- экспрессивная
- социального контроля (регламентация поведения и деятельности)
- социализация
Уровни общения (виды) – автор Добрович.
Примитивное общение. (Партнер воспринимается как субъект. Грубое, дистантное общение, игнорирование).
Манипулятивное общение. (Используются различные приемы: лесть, принижение себя и т.д.)
Стандартизированное общение. (Люди «в масках», могут быть деловыми, на производстве).
Конвенциальное общение. (Люди слышат друг друга, понимают, взаимодействуют, ориентируются на партнера).
игровое
деловое
духовное
Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Как личность, так и любая общность - продукт их внутреннего и внешнего общения, результат, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Это же относится и к предметной деятельности, которая предполагает благоприятное, стимулирующее общение как условие своей эффективности. И это применимо не только к групповой, но и к индивидуальной, в том числе и творческой, активности. Последняя предполагает достаточно высокий уровень внутренней гармонии (или дисгармонии) в общении индивида с самим собой.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающие в результате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном и невербальном и т.д.
Вербальное общение - это общение с помощью словесной, языковой системы передачи информации, осуществляется посредством речи. В вербальном общении обычно применяют два варианта речи: устная и письменная.
Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, усиливать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Общительность - черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны: легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе.
Общение является глубочайшей потребностью личности, а следовательно, и условием и средством ее удовлетворения.
В общении удовлетворяются 3 потребности:
потребность в самовыражении и в каких-либо достижениях,
потребность во взаимопонимании,
потребность в признании личности, в укреплении позиции, в уважении.
Важно правильно оценивать различные ситуации общения. То, что является естественным в одной ситуации общения (например, дружеской), может оказаться недопустимым в другой (например, в деловой).
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Массовое общение - это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).
Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение - это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.
При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.
Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желании, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).
Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.
Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
Внутриличностная функция общения - это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.
Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.
«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.
Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.
Структура коммуникативного процесса (Лассуэлл) – т.е. структура общения:
Элементы:
Кто передает сообщение – коммуникатор.
Что передается – сообщение или текст.
Как осуществляется передача информации – канал (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Кому передается сообщение – аудитория.
С каким эффектом – эффективность.
Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.
Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями; 3. перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.
Идентификация - это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.
Эмпатия (сопереживание) - это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.
Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, которьш «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.
Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).
Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия.
Рефлексия (обращение назад) - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.
К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести барьеры общения. Их очень много. Выделим некоторые из них.
Барьеры взаимодействия: мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения.
Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, разное социальное барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника.
Коммуникативные барьеры: некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать, барьер модальностей, барьер характера.
Коммуникативные барьеры – это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.
Выделяют следующие типы барьеров:
Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций.
Физические барьеры - это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.
Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относятся, в частности, слова, действия.
Языковые барьеры – коммуникативные барьеры, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого я зыка, но и интерпретировать в контексте использования.
Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т.д.
Различие в статусе – также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению или даже прерывает его.
Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д.
Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.
Коммуникативные перегрузки - препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.
Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей.
Коммуникативная компетентность – способность человека позитивно переживать успехи – неудачи, изоляция – всеобщее внимание, поощрение – наказание.
Пути формирования коммуникативной компетентности:
игра
общение со сверстниками
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.
Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.
При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.
Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.