Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.
Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.
Широкая среда действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсивность их действия неоднозначна и результативность - тоже. Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.
Макросреда | Микросреда | |||
Географическая среда (местонахождение человека в определенных географических условиях) | Социальная среда (политическая, экономическая, культурная) | Семья | Учебно-воспитательные учреждения | Ближайшее бытовое окружение |
Первым взаимосвязи образования и среды зафиксировал Я.А. Коменский. Средовой подход в воспитании, т.е. управление развитием ребенка через среду, имеет глубокие корни в истории психолого-педагогической мысли.
В научно-педагогической литературе XIX-XX века неоднократно поднимался вопрос о роли и месте среды в воспитании.
По мнению Т.В. Менг, следует выделить три наиболее важные функции образовательной среды, как отражающие понимание образования в совокупности процессов обучения, воспитания и развития:
адаптивную;
синдикативную;
креативную.
А.П. Тряпицына, Т.В. Менг, Н.А. Лабунская и другие авторы подходят к изучению образовательной среды на уровне взаимодействия личности и среды. Авторами прослеживаются возможные способы взаимоотношений человека и среды и явления персонализации среды, т.е. фиксация определенной части среды как своего «Я».
На практике, когда говорят об «образовательной среде», считает Д.Н.Кавтарадзе, обычно понимают социально-психологическую, физическую среду ДОУ, школы, дома, улицы и т.д., в которой проходит жизнь ребенка и педагога.
Развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) отражается в её индивидуальном опыте. Важным является вопрос, в какой степени интересам развития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип образовательной среды. Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна.
В основе создания определенного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека.
С.В.Тарасов называет следующие основания типологии образовательной среды:
по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная / кооперативная, гуманитарная / технократическая и т.д.);
по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная / инновационная, национальная / универсальная и т.д.);
по степени творческой активности (творческая / регламентированная);
по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая / замкнутая).
Средовой подход представляет способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника.
Необходимо учитывать влияние среды. Средовой подход в воспитании базируется на комплексе научно-философских представлений о том, чем является личность, среда, как они связаны друг с другом, каким может и должно быть опосредованное управление процессом развит личности ребенка.
Среда с функциональной точки зрения определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни.
Цель подхода – создание воспитывающей среды.
Воспитывающая среда – результат деятельности, совокупность природ и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его личности.
В современных условиях закрытое образование неэффективно и препятствует общему развитию ребенка. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает социокультурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения.
Чем шире и разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. Создание таких условий возможно, если образовательное учреждение будет развиваться как открытый социально-воспитательный институт.
Позиции ученых относительно определения основных характеристик открытого образовательного пространства различны.
По мнению В.Д. Семенова, открытое пространство характеризуют гуманные правила и уравновешенный тип общения. Оно представляет наиболее полные возможности для личностного развития каждого субъекта, тогда как закрытое пространство ориентировано на жесткие правила, неконструктивное общение, что препятствует личностному росту.
А. Сайбединов в качестве основной характеристики открытой образовательной среды называет ее творческий характер. По его мнению, закрытость образовательного пространства не позволяет решать задачу развития у ребенка стремления к творчеству. Создание ООП, открытого для межличностного и группового общения, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, может способствовать общему творческому развитию ребенка и обеспечить качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом.
Принципы открытого образования:
открытости,
вариативности,
полифункциональности,
интеграции,
деятельностного характера;
сотрудничества и взаимопомощи,
диалогичности,
самостоятельности,
консультативной поддержки.
Принцип открытости предполагает активное взаимодействие образовательных учреждений с различными социальными институтами, субъектов образования между собой и с социумом, свободное зачисление в число обучаемых,
Принцип вариативности заключается существовании различных типов образовательных учреждений, учебных программ, типов обучения и возможности их выбора, а также свободу места, времени и темпа обучения.
В настоящее время реализуются различные модели альтернативных образовательных учреждений:
принадлежности по (государственные, негосударственные, принадлежащие отдельным организациям, частные);
по типам (лицеи, гимназии, колледжи, учебно-воспитательные комплексы, образовательные центры, центры реабилитации и социально- педагогической адаптации и т.д.);
инновации в организации образовательного процесса в образовательных учреждениях; : вариативности знаний, задающих интригу, оснащенность субъектов открытого образования необходимыми средствами.
Субъекты образования выстраивают вектор образовательных индивидуальных траекторий в целях и ценностях субъектов образования.
Принцип полифункциональности (многофункциональности) - предполагает, что образовательное учреждение кроме образовательной, воспитательной и развивающей функции, в своей деятельности может реализовывать реабилитационную, профориентационную, здоровьесберегающую и др. функции в зависимости от типа образовательного учреждения, запроса контингента обучающихся и родителей, от материально-финансовых возможностей и т.д.
Принцип интеграции – предполагает объединение возможностей, сил, потенциала участников образовательного процесса для достижения поставленных целей.
Принцип деятельностного характера организации образовательного процесса - предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а также деятельность открытой школы должна быть направлена на «разворот» детских, подростковых организаций к среде, к повседневным заботам детей и взрослых в реальной жизни.
Принцип сотрудничества как внутри детского коллектива, так между детскими формированиями и взрослыми.
Критерии открытого образовательного пространства
Образовательное учреждение как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;
освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;
способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;
управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.
Самоорганизация Открытого образовательного пространства и его основные свойства:
уникальность – не имеет полных аналогов поведения, но обладает своей автономностью, отражающей его специфику.
слабопредсказуемость – постоянное изменение функций компонентов и расширения их границ, не позволяет досконально определить все способы воспроизводимых отношений между компонентами и, таким образом, невозможно точно предсказать поведение каждого из них.
целенаправленность – в определенных пределах в состоянии уменьшать, увеличивать или сохранять свое поведение в зависимости от внешних воздействий и достигать свои цели.
Открытость и адаптивность – взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения.
способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;
обладание иерархической структурой;
моделируемость – возможность представления в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.
Интеграция Открытого образовательного пространства
включение всех субъектов в совместную деятельность;
расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;
формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;
совместное проектирование.
Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.
Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.
Средовая диагностика – набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личностном развитии ребенка и взрослого, обследование реальной (социальной, природной, физической) среды, оценивание ее возможностей, определение у детей значений среды, определение ее позитивных и негативных элементов.
Средовое проектирование предполагает прогнозирование разрешающих возможностей среды, конструирование надлежащих значений среды, моделирование (например, создание дизайн-проекта природной среды), планирование средообразовательных действий, порождающих, учреждающих или же разрушающих определение ниши и стихии.
Средовое продуцирование образовательных результатов означает создание педагогических условий по освоению детьми педагогически целесообразной (развивающей, реабилитирующей) среды и конкретные изменения в отношении детей и взрослых.
Создание Открытого образовательного пространства возможно, если:
оно будет развиваться как фактор развития общества в целом;
взаимодействие всех субъектов образовательного пространства будет осуществляться на принципах свободы, доверия, ответственности, совместности;
родители будут расценивать данное пространство как фактор перспективного развития своих детей.
структура (образ) открытого образовательного пространства
внешнее открытое образовательное пространство, центром которого является образовательное учреждение, может включать в себя:
другие ОУ (школы микрорайона, города и т.д.);
общественные учреждения микрорайона и города (представителей законодательной и исполнительной власти, различных служб и общественных организаций);
представителей ведущих отраслей производства, бизнеса;
учреждения науки и культуры;
учреждения здравоохранения;
учреждения сферы услуг;
городскую службу занятости;
учреждения высшего и среднего профобразования;
родительскую общественность;
средства массовой информации.
Организация сотрудничества и партнерства обеспечивает целостность открытого образовательного пространства.
отличия открытого образовательного пространства от закрытого | |
Закрытое образовательное пространство | Открытое образовательное пространство |
|
|
Вывод: под открытым образовательным пространством - понимается целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества образовательного учреждения с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами. Открытое образовательное пространство обеспечивает развитие индивидуальности учащегося, укрепление и сохранение его физического, психологического здоровья.
Примером открытой и закрытой школы может служить:
Закрытые школы | Открытые школы |
|
|
Воспитательная система московской гимназии на юго-западе: погружение в культуру
Московская гимназия на Юго-западе – это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, открытого типа включающее три отделения:
гуманитарное – с углубленным изучением истории и литературы;
физико-математическое – с углубленным изучением математики и физики;
естественнонаучное – на основе углубленного изучения биологии и химии.
Гимназия производит набор в основном в 1-е и 10-е классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе.
Среди родителей преобладают представители интеллигенции. Внешние связи гимназии достаточно широки и разнообразны:
Московский государственный университет;
Московский педагогический государственный университет;
Институт молекулярной биологии Российской академии наук;
Российский государственный гуманитарный университет;
Дом детского творчества;
Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского;
Российская академия искусств.
В гимназии 68 педагогов, обучается 700 школьников, 28 классов, 2 группы продленного дня.
В целом вся работа строится на воспитании учащихся знаниями и культурой.
В основе «философии» гимназии лежат следующие идеи:
Знания сами по себе очень важны, но если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное – поиском смысла жизни, то в конечном итоге эти знания приводят к саморазрушению;
Получить образование – значит «образовать себя», создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности.
Цели обучающей системы:
Обучающие цели:
расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;
формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
Развивающие цели:
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств.
Воспитывающие цели:
совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
формирование художественного вкуса;
воспитание культуры поведения.
Основой формирования воспитательной системы стало «погружение в искусство», приобщение и включение детей, прежде всего приобщение к театральной деятельности.
Приобщение к театру началось в этой школе с первых дней ее существования, что обусловлено двумя обстоятельствами:
любовью директора к театру.
присущей детям потребностью играть и в игре реализовать себя.
Театр захватил многих – не только детей, но и родителей, педагогов.
Вся деятельность в школе началась с попытки удовлетворить стремление ребят участвовать в спектаклях. В гимназии родился совершенно новый подход: играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей школой и найти там место для каждого. Так впервые появился общешкольный праздник «День 19 века», положив начало ежегодному весеннему празднику культуры, который стал одной из трех замечательных традиций школы наряду с Днем гимназии и общешкольной ярмаркой.
Подготовка к этим большим событиям требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты или «Советы дела».
В гимназии стал традиционным праздник отечественной культуры – «День серебряного века». Празднику предшествовала большая экспозиция на тему «Твой серебряный век». Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка «Синяя птица», роли в котором исполняли учащиеся старших классов. Весь день в гимназии работало кафе «Привал комедиантов», где юные поэты читали свои стихи, литературные произведения. В кафе были гости, артисты, официанты, ведущие. Посетители кафе могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов, участвовать в диспутах, послушать шуточную лекцию, провести дегустацию блюд.
Было открыто кафе «Тамара и Демон»: читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.
Вечером начался показ спектаклей. Поставили пьесу М. Цветаевой «Фортуна» и две чеховские пьесы – «Предложение» и «Свадьба».
В 20:00 праздник разделяется на два потока:
вечерний костюмированный бал.
показ в школьном кинотеатре учительского фильма «Любовь и слезы».
В конце вечера открывается артистическое кабаре «Летучая мышь», где гостей ждут репризы, музыка, танцы.
В гимназии сложилась атмосфера терпимости и интеллигентности. Эта атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника. Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования «Теория и практика воспитательных систем», специализируясь по теме «Погружение в искусство, как основа воспитательной системы».
Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем участникам.
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.