logo
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.

Психологическая готовность к школе.

По сей день в психологии и в педагогике отсутствует единое понимание понятия “готовности к школе”. В последние годы многие учебные заведения отказываются от услуг психологов в определении так называемой “психологической готовности к школе”. Это связано с тем, что практический “выход” от этого мероприятия весьма невысок – очень мало что могут прибавить результаты психологических тестов к общему представлению о будущем первокласснике, которое сложилось на основании педагогической диагностики и собеседования. Тем не менее, школьная администрация и учителя заинтересованы в некоторых рекомендациях относительно стартового уровня развития некоторых психических функций будущих школьников.

Готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения. Именно произвольная регуляция (способность владеть собой, делать что-то через “не хочу”), произвольное поведение младшего школьника является центральным моментом в определении его готовности к обучению в школе. В этой связи характеристика готовности к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический.

Физическая готовность к обучению характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. (Этим занимаются врачи).

Специальная готовность. Здесь понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении письма, чтения, счета.

Психологическая готовность включает в себя готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью понимается следующий уровень развития некоторых познавательных процессов: степень дифференцированности восприятия, аналитическое мышление (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец), наличие произвольной логической памяти, развитие тонких движений руки, способность к пониманию и применению символов, интерес к получению каких-то знаний.

Личностная готовность определяется посредством оценки уровня отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. (Определяются мотивы общения, обучения).

Эмоционально-волевая сфера подразумевает диагностику эмоциональной напряженности (тревожности), которая является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. Основная причина этой напряженности коренится в семье. По статистике, 48 % современных детей старшего дошкольного возраста испытывают напряженность во взаимоотношениях в семье.

Наиболее часто используют следующие методики:

Главное, что необходимо отметить, это то, что сначала надо определить, зачем нужно определять психологическую готовность к школе, кому это нужно, а затем – подбирать методики (их – огромное количество). Делать это должен либо профессиональный психолог, либо педагог, прошедший специальную подготовку!