logo
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.

Культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Культурологический подход (в широком смысле слова) в социальной педагогике позволяет выделить такие структурные элементы ее знания, к которым относятся социально-культурные (социокультурные) ценности:

  1. ценности культуры специалиста как свободной, самоопределяющейся личности, находящейся в непрерывном диалоге с самим собой, другими личностями и произведениями культуры, воплощающими в себе всю предшествующую и настоящую культуру;

  2. ценности процессов общекультурного и социально-культурного воспитания, образования, самообразования и самовоспитания личности на разных этапах и в различных условиях жизнедеятельности, удовлетворения культурных потребностей человека.

  3. ценности культуры общения, поведения, взаимоотношения людей в социуме, а также ценности культуры быта и досуга; ценности социальной среды, ценности профессиональной культуры;

  4. ценности политической, правовой, экономической, экологической, физической, нравственной, художественной, эстетической, психологической и педагогической культуры личности;

  5. ценности процессов формирования общей и профессиональной культуры личности, деятельности различных институтов социума в этих целях и др.

Культурологический подход в образовании позволяет объединить в образовательном процессе школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический блоки.

В основе отбора содержания - принцип "от человека образованного к человеку культурному", который ориентирует на анализ предметного и внепредметного содержания с позиции целостной культуры личности. Гуманитарно-культурологический подход осуществляется посредством обновления содержания традиционных учебных предметов в рамках программных требований (стандартов образования), введения новых предметов культурно-гуманитарного цикла (философии, психологии, культурологии и т.д.), насыщения предметов естественнонаучного цикла общечеловеческими проблемами, ценностями, создания междисциплинарных блоков.

Реализация подхода характеризуется следующими показателями: возвращение образовательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания образования проблемами человека; организация образования не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей и учащихся; осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры; поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, развитие его субъективных свойств; существенное повышение педагогической культуры учителей.

Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенности того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование этнической идентичности.

Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

Этнопедагогика.

Сформировалось во 2-й пол. 20 в. как междисциплинарное, на стыке этнологических и психолого-педагогических, наук.

Основной, целью стал учёт образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

  1. общностью исторических условий развития разных народов;

  2. общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

  3. общностью основ народной психологии;

  4. общностью географических условий;

  5. взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Этнопедагогика изучает:

  1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

  2. ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

  3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

  4. факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

  5. методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

  6. средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

  7. организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Народная педагогика - не наука, а предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания.

Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.

Народная педагогика - совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально- исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего:

Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания.

Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту.

Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием.

Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Вопрос 57. Педагогика общей заботы И.П. Иванова. Вклад И.П. Иванова в развитие педагогической теории и практики. (+ Добавить)

Педагогическое наследие И. П. Иванова вырастает из идей Макаренко. Увлечённость идеями А. С. Макаренко Игорь Петрович пронёс через всю жизнь, заражая им каждое новое поколение кимовцев.

Познакомился Игорь Петрович с Антоном Семеновичем через «Педагогическую поэму» ещё школьником. Из макаренковской педагогики он вычленяет три основы, три фундаментальные идеи и разрабатывает их всю жизнь.

Первая идея сегодня уже упоминалась — «дела государственного значения» (также называется одна из глав в книге).

Вторая идея — коллегиальная организация жизни. Не отдельного дела, а именно жизнедеятельности коллектива; самоуправление как норма права, как обязательная составляющая жизни коллектива.

Третья идея — характер отношений между людьми в едином воспитательном коллективе и особенно, позиция педагога как старшего товарища.

Основные этапы жизненного и профессионального пути.

Родился он 5 ноября 1923 года в городе Сухуми, где по долгу службы жили его родители Ольга Константиновна и Петр Константинович Ивановы. Отец — Петр Константинович родился в семье рабочих, рано осиротел и вынужден был в десятилетнем возрасте пойти работать учеником слесаря.

Мать — Ольга Константиновна родилась в семье врача и учительницы, выйдя замуж, стала другом и помощником мужу в его опасной борьбе с контрабандистами и дашнаками.

В 1924 году, по состоянию здоровья, отец увольняется из органов ВЧК и возвращается в Ленинград.

Летнее время позволяло жить за городом, в деревне, где можно было много плавать, кататься на велосипеде и, конечно, читать. Перечитав множество книг в местной библиотеке, он случайно натыкается на «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко. Эта книга определит всю его последующую жизнь. Как вспоминал Игорь Петрович, он несколько раз от корки до корки перечитал книгу, много думал о том, как строится настоящая, насыщенная делом государственной важности жизнь, и решил построить работу комсомольской организации своей школы так, как писал об этом Макаренко. Учился Игорь Петрович в Первой образцовой мужской школе, где был секретарём комсомольской организации. Вернувшись после летних каникул, он создаёт вместе с ребятами сводные отряды добровольцев для участия в тех делах, которые выбирают сами комсомольцы.

Перелом в ходе войны ставит перед ним задачу выбора дальнейшего образования, и он направляет свои документы в ЛГУ. В июне 1945 года он получает вызов для сдачи экзаменов и сдаёт на «отлично» все девять, необходимых для поступления на факультет философии. Годы учёбы приносят знакомство с выдающимися учёными, среди которых Б. Г. Ананьев, будущий научный руководитель кандидатской диссертации. Весь период обучения Игорь Петрович отдаёт предпочтение литературе, связанной с проблемами морали, неоднократно выступает с докладами на студенческих конференциях и семинарах. Он всегда работает с первоисточниками, что достаточно сложно в послевоенном Ленинграде. Все студенческие годы он размышляет над вопросами идеологического и философского характера, его волнуют законы относительной самостоятельности идеологии, происхождение марксизма, противоречивость мировоззрения личности, метод исторического анализа, движущие силы в развитии человеческого общества и ряд других.

Игорь Петрович часто выступает перед старшими пионервожатыми во Дворце пионеров, итогом одной из таких встреч становится объединение группы вожатых, которых увлекают его предложения о возможности строить жизнь пионерских отрядов так, как об этом писала Н. К. Крупская в своих письмах пионерам. Они объединяются для того, чтобы пионерская организация была «организацией самих детей, а не за детей и не для детей», они мечтают построить жизнь отрядов на принципах инициативы и самостоятельности. Постепенно к 1956 году сложится основной костяк группы вожатых, которая назовёт себя Союз энтузиастов (СЭН). Два года интенсивной работы этого коллектива станут для Игоря Петровича важнейшим этапом в жизни. Именно здесь, в СЭНе, родится методика коллективной организации деятельности. Членами СЭНа будет отрабатываться методика разведки дел на пользу и радость людям; по деталям, по крупицам начнёт складываться логика коллективного планирования; появятся разные приёмы текущей организации деятельности в отряде и дружине; выстроится особая значимость организационной структуры коллектива и будет обоснована особая роль звена как микроколлектива. Идея, выдвинутая Ивановым, проста: если пионерская организация — это организация самих детей, значит нужно найти способы вооружить ребят методикой организации деятельности пионерского отряда, взрослые занимают позицию старшего товарища, которые вместе с ребятами строят жизнь коллектива. Эта идея начинает реализовываться в школе актива, которая через некоторое время станет Коммуной Юных Фрунзенцев (КЮФ). Развитие КЮФа не было лёгким и безоблачным. Постепенно складывался образ жизни, который стали называть коммунарским, ребята отмеряли поступки законами, принятыми в Коммуне, анализ получал оценку в зависимости от того, как действовали «по коммунарски» или нет.

Разработка методики, при которой пионерская организация действительно становится организацией самих детей, а не за детей и не для детей, получает целостный вид. В основе лежит нравственная задача заботы о людях, она проста и доступна пониманию человека любого возраста. Осуществлять заботу можно коллективными творческими делами, которые приносят людям радость и пользу. Разрабатывать такие дела нужно опираясь на логическую цепочку коллективной организаторской деятельности. Оформив идею в соответствующий по форме документ, Сэновцы обратились с ним в Центральный Совет ВПО им. В. И. Ленина. Именно на этом этапе биографии судьба И. П. Иванова пересечётся с судьбой «Орлёнка».

Его давно и настойчиво приглашают в педагогический институт, в сложившейся ситуации он принимает приглашение и с 1 сентября 1961 года И. П. Иванов оказывается на педагогическом факультете ЛГПИ им. А. И. Герцена.

В семье растёт уже две дочери, для них необходимо создать нормальный мир взросления, Игорь Петрович погружается в семейную педагогику, переносит некоторые идеи коммуны на самый близкий круг. В семье есть чередование поручений, выпускается рукописный журнал, они много путешествуют, в семье живёт культ книги и музыки.

И всё-таки Игорь Петрович сильно тоскует без настоящего дела. На новом месте работы он становится деканом и загорается идеей большой Коммуны. Он теперь хочет идти другим путём и сосредотачивает внимание на овладении методикой студентами. Помня свою принципиальную позицию о том, что методику невозможно освоить только на словах, он создаёт СВС (Союз Вперёд Смотрящих), который постепенно перерастает в Коммуну имени Макаренко. С этим коллективом он будет вместе осуществлять научный поиск до последних дней своей жизни. Вместе с КиМом он начинает разработку серии КЭММов — Коммунарской Энциклопедии Макаренковской Методики. Первой из этой серии стала книга «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Затем была создана серия методичек под общим названием «Поиск. Борьба. Дружба», отработана методика проведения праздника в школьном коллективе, т. к. праздник является самой понятной и доступной формой закрепления нравственного опыта поколений. Много сил уделяется разработке методики организации воспитательного процесса по тематическим периодам. Однако главной проблемой, над осмыслением роли которой он работает, является проблема воспитательных отношений. Она станет основой докторской диссертации, которую он защитит в 1971 году.

Игорь Петрович вёл обширную переписку, рядом с ним была верная помощница, жена Любаша. Она вела учёт переписки, помогала разобраться с архивом, вела деловую переписку. После серии статей в «Учительской газете» к ним приходит очень много писем. По инициативе А. К. Бруднова в ЛГПИ им. А. И. Герцена открыты всесоюзные курсы, где в течении трёх лет шли занятия для людей, желающих освоить методику коллективного творческого воспитания. Представители каждой группы приезжают познакомиться и рассказать, что и как у них получается. Игорь Петрович светится от счастья — дело живёт, живёт творчески, не иссякает педагогическая инициатива.

Однако, болезнь имеет свойство прогрессировать и 9 авгута 1992 года Игорь Петрович Иванов ушёл из жизни.

Он похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

С конца 80-х годов попытки создания стройной системы нравственного воспитания делались неоднократно.

В последнее десятилетие проблема духовно-нравственного становления и развития личности является предметом изучения в исследованиях психологов и педагогов.

На принципах культуросообразности, природосообразности и христианского гуманизма основана концепция воспитания, разработанная в 60-80-ые годы прошлого столетия И.П. Ивановым. В своей основе она ориентирована на духовно-нравственное становление и развитие личности воспитанника. Ученым была создана педагогическая система духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, которая получила название «Педагогика общей заботы». Отдельные концептуальные идеи И.П. Иванова исследовались его учениками и последователями: «Формирование ** нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности» (Р.Г. Амосова); «Воспитание младших школьников в коллективной организаторской деятельности» (М. А. Бесова); «Детский коллектив как субъект и объект воспитания» (О.С. Газман); «Общественное поручение как метод воспитания коллективизма у младших школьников» (СЕ. Макаренко); «Формирование организаторских умений в коллективной деятельности октябрят» (А.С. Нагавкина); «Нравственное воспитание подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха» (А.Н. Тубельский); «Формирование педагогической направленности студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности» (Т.В. Дмитриенко); «Воспитание заботливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста в детском саду» (М.И. Тимошенко).

Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует полное и развернутое исследование педагогического наследия ученого, научный поиск путей создания на его основе целостной воспитательной системы, активно способствующей духовно-нравственному становлению и развитию учащихся в общеобразовательной школе. Таким образом, возникает противоречие между все возрастающей потребностью государства в полноценном духовно-нравственном воспитании молодого поколения и неразработанностью целенаправленного системного использования в этих целях педагогического наследия И.П. Иванова.

1. Концептуальную основу педагогической системы И.П. Иванова составляет совокупность гуманистических идей построения учебно-воспитательного процесса школы как целостного и комплексного явления, обеспечивающего единство развития мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенно-практической сторон личности, системную взаимосвязь духовно-нравственного, трудового, физического, умственного и эстетического воспитания личности. При этом содержательная сущность процесса духовно-нравственного воспитания представлена «педагогикой общей заботы» о становлении и развитии личности каждого школьника в процессе личностно-значимой деятельности, имеющей социальную направленность.

2. Понятие «забота», впервые введенное И.П.Ивановым в качестве педагогической категории, является в его учении основной духовно-нравственной категорией воспитания. Она выступает как педагогическая цель-ценность, формирующаяся в воспитательной системе, и как фактор, объединяющий людей на уровне субъект-субъектных отношений и ставящий каждого в активную позицию в самовоспитании; то есть эта категория имеет как стратегический, так и тактический аспекты и может получать развитие в изменяющихся социально-экономических условиях.

3. Педагогическими условиями реализации концептуальных идей ученого в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе выступают:

КТД по Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД - это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Где же тут воспитательные цели? Здесь полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Здесь не педагоги делают для детей игру, развлечения или организуют трудовой десант (а что еще хуже - «трудовое воспитание», когда главного дела -труда-то нет, а воспитание вроде бы ожидается). Здесь они товарищи по общей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.

КТД - не мероприятия, а забота

Коллективные творческие дела - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это - творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно - частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.