Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
Основополагающей в разделе "половое воспитание мы считаем категорию пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение,
"Психологический пол - совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу}, и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус"
Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли
В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что "представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, в возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:
Фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу,
Маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.
Следует сказать, что формирование половых ролей - процесс длительный и зачастую скрытый от глаз окружающих. Отношение к полу ребенка формируется у родителей задолго до того, как он появится на свет. Чаще всего родители имеют определенные предпочтения и ожидания в отношении пола их ребенка, заранее пытаются определить пол и строят разнообразные планы на будущее. С момента рождения традиции общества оформляются различными ритуалами (выбор имени, подбор цвета пеленок, выбор "мальчиковых" и "девичьих" игрушек и т. д.). Прислушаемся к репликам: "Какой сильный, настоящий парень!", "Какая красивая, будущая красотка!". Несмотря на то что специалисты не находят существенных различий в поведении новорожденных, подавляющее большинство взрослых приписывает мальчикам повышенную активность, девочкам - плаксивость. и т. п. Фактически с первых дней жизни взрослые как бы навязывают младенцу стереотип половой роли. Это продолжается и далее: "Мальчики не плачут!", "Сиди спокойно, будь воспитанной, ты же девочка!". Может быть, это можно назвать половой дискриминацией.
Все общественные институты (школа, литература, телевидение) поддерживают эти стереотипы. Конечно же, все, что мы рассмотрели, определяется конкретной средой, местом проживания, уровнем образования.
Чаще всего стереотипы половых ролей для подрастающего поколения можно разбить на ряд блоков.
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
1. Ты должен быть сильным, уметь постоять за себя и заниматься спортом.
2. Ты должен быть волевым, целеустремленным и многого добиться в жизни.
3. Ты должен интересоваться девушками и сексом.
ДЛЯ ДЕВОЧЕК:
1. Ты должна быть чистой и аккуратной, уделять внимание своей внешности.
2. Ты должна уметь готовить пищу, стирать, шить и т. д.
3. Ты должна быть эмоциональной, готовой к любви, ждать своего суженого.
Половые роли, вероятно, настолько же важны, как и хромосомный пол, генетический или гормональный для сексуального поведения взрослого. Половая роль — это поощряемый паттерн поведения, ожидаемый от каждого пола. В нашей культуре мальчиков обычно поощряют быть сильными, быстрыми, агрессивными, доминирующими и стремящимися к достижениям. Традиционно, женщин считают чувствительными, интуитивными, пассивными, эмоциональными и «естественно» заинтересованными в воспитании детей. Определение половых ролей происходит во всех культурах. Это часто ведет к стереотипным представлениям о мужчинах и женщинах.
Сравнение с другими культурами показывает, что наши половые роли вряд ли можно считать «естественными» или универсальными. Например, во многих культурах женщины выполняют тяжелые работы, потому что мужчины считаются для этого слишком слабыми. В России около 75% всех врачей — женщины, и вообще женщины составляют значительную часть рабочей силы. Можно привести множество примеров, но один из самых интересных — это классическое исследование Маргарет Мид, посвященное народности чамбули в Новой Гвинее.
Половая социализация
Половая социализация - это процесс усвоения половых ролей.
Половая социализация - процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами.
Половые роли у чамбули совершенно противоположны североамериканским стереотипам. Женщины чамбули занимаются рыболовством и ремеслами, контролируют власть и экономическую жизнь общины. Женщины также берут на себя инициативу в ухаживаниях и сексуальных отношениях. Мужчины чамбули считаются зависимыми, легкомысленными и озабоченными исключительно своей внешностью. Большую часть времени мужчин чамбули занимает искусство, игры и театры; мужчинам особенно нравится украшать себя цветами и ювелирными украшениями.
Как показывает пример с чамбули, мужчины и женщины в разных культурах ведут себя не одинаково. Становится также очевидной социальная природа половых ролей. Мужчина больше не мужчина, если он готовит, шьет или заботится о детях. Женщина больше не женщина, если она делает успехи в спорте, преуспевает в бизнесе или работает автомехаником. Все же личность взрослого и гендерная идентичность вплотную связаны с культурными дефинициями «мужественности» и «женственности».
Интересный побочный эффект социализации половых ролей — это отпечаток, который она накладывает на поведение, не имеющее прямого отношения к полу. Например, мальчики агрессивнее девочек, а девочки обладают более сильной эмоциональной эмпатией, чем мальчики.
Социализация половых ролей
Механизмы возникновения половой идентичности
Механизмы становления половой идентичности, в рамках теории социального научения.
Теория социального научения, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплением из внешней среды. В теории социального научения типичное для пола поведения, которое вознаграждается по-разному в зависимости от соответствия полу. Родители начинают тренировать ребенка прежде, чем сам ребенок окажется способным наблюдать и различать модели обоих полов. Ролевая дифференциация пола начинается сразу после рождения ребенка, когда детей одевают в разные цвета. Выбором имени набором игрушек родители стараются четко указать на пол ребенка - как самому ребенку, так и окружающим. Различия в поведении матери с сыном или дочерью установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, зато с девочками матери больше разговаривают. Примерно после шестого месяца происходит интересная перемена: у матерей увеличивается физический контакт с девочками. Мальчиков отучают от физического контакта раньше, чем девочек. Предполагают, что это способствует проявлению большей самостоятельности мальчиков. Родители поощряют типичное для пола поведение детей и выражают свое недовольство, если ребенок ведет себя по модели поведения другого пола.
Усвоение половых ролей начинается с детства. С маленькими девочками обращаются мягче и ласковее, чем с мальчиками. Оба родителя играют в более грубые игры с сыновьями, чем с дочерьми (которые, как предполагается, более «хрупки»). Позднее мальчикам разрешается гулять по большей территории без специального разрешения. От мальчиков ждут, что они раньше девочек начнут выполнять различные поручения. Дочерям говорят, что они милые и что «хорошие девочки не дерутся». Мальчикам говорят, что они сильные и что «настоящие мальчики не плачут». Сыновей чаще поощряют контролировать свои эмоции, кроме злобы и агрессии, которую родители больше терпят у мальчиков, чем у девочек.
Игрушки также определяются полом: родители покупают куклы для девочек; грузовики, инструменты и спортивные принадлежности для мальчиков. Отцы, в частности, поощряют своих детей играть с «подходящими», характерными для каждого пола игрушками. К тому времени как дети начинают ходить в детский сад, они усваивают, что все врачи, пожарные и пилоты — мужчины, а медсестры, секретари и парикмахеры — женщины. А почему бы и нет? Рабочая специальность все еще в значительной степени определяется полом, а дети воспринимают то, что видят. Стереотипы половых ролей стали нормой в телесериалах, детских книгах с картинками и видеоиграх.
В целом, родители, как правило, поощряют своих сыновей вести себя инструментально (целенаправленно), контролировать эмоции и готовиться к работе в будущем. Дочери, с другой стороны, поощряются к экспрессивному (ориентированному на эмоции) поведению, в чуть меньшей степени они социализируются в отношении материнства.
Когда родителям говорят, что они ведут себя с девочками и мальчиками по-разному, многие объясняют, что оба пола «естественно» отличаются. Но возникают ли «естественные различия» от рождения или их формируют ожидания, основанные на гендере? В нашей культуре «мужское», по-видимому, определяется как «не женское». То есть родители часто испытывают смутный страх перед экспрессивным и эмоциональным поведением мальчиков. Для них такое поведение подразумевает, что такие мальчики — женственные неженки. Многие родители, которые не были бы обеспокоены «мужским» поведением дочерей, могли бы расстроиться, если бы их сыновья играли с куклами или имитировали бы «женственные» манеры.
Подводя итог, можно сказать, что социализация половых ролей в нашем обществе готовит детей к миру, в котором от мужчин ждут, что они будут деятельными, стремящимися к победе, контролирующими себя и неэмоциональными. От женщин, наоборот, ждут, что они будут экспрессивными, эмоциональными, пассивными и зависимыми. Таким образом, социализация половых ролей учит нас быть весьма компетентными в одних отношениях и отсталыми — в других.
Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек.
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.
"Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.
Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;
б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;
в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;
г) знание принципов полового воспитания:
принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка.
Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Современные подходы к половому воспитанию.
Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации".
Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину" /15, стр.63/.
Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола".
Костяшкин З.Г. говорит: "Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.
Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.
Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).
Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.
В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.
Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода.
"Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения".
Полоролевые стереотипы
Вообще, полоролевые стереотипы в технологически развитых культурах довольно сходны. Стереотипы феминности включают качества, к-рые можно отнести к категориям экспрессивных или коллективистских (communal). Стереотипы маскулинности включают качества, обычно ассоциирующиеся с поддержкой (instrumentality)или деятельностью (agency).
В половых ролях и сопутствующих им стереотипах наблюдаются существенные вариации при переходе от культуры к культуре. Напр. Маргарет Мид изучала особенности личности и поведения мужчин и женщин в трех культурах Повой Гвинеи. В каждой культуре имелись свои половые роли и стереотипы, но они не соответствуют феминно-экспрессивным и маскулинно-инструментальным половым ролям и стереотипам технологически развитых стран. Это разнообразие половых ролей — первый признак того, что мн. связанные с ними характеристики не обусловлены биологически и передаются по каналам конкретной культуры.
Полоролевые стереотипы, подобно др. стереотипам, играют важную роль по ряду причин. Во-первых, мн. люди ожидают от других, как впрочем и от себя, поведения, согласующегося с соотв. полоролевым стереотипом. Во-вторых, пол часто предопределяет типичные события, с к-рыми люди сталкиваются в своей жизни. В-третьих, у мн. людей половые роли яв-ся важным источником представлений о себе (Я-концепций).
Полоролевые знания. Полоролевые знания указывают на точность представлений людей о половых ролях. Они отражают описательную, а не оценочную характеристику.
Как можно ожидать, знания детей о половых ролях увеличиваются с возрастом. К 3 годам дети узнают о нек-рых концептуально простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, а тж нек-рыми профессиями и занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о большинстве профессий и др. будущих ролей, мужских и женских занятиях, характеристиках внешности и чертах личности. После неск. лет обучения в начальной школе детям становятся известны большинство аспектов полоролевых стереотипов своей культуры.
Полоролевые аттитюды. В отличие от полоролевых знаний, полоролевые аттитюды включают оценочный компонент, связанный с «правильностью» и «справедливостью» соотв. стереотипов. Предметом исслед. в этой области были аттитюды, касающиеся профессий, детских и взрослых ролей, черт личности и типичных занятий, а тж полоролевые аспекты Я-концепций.
В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста полоролевые аттитюды детей, в целом, приобретают все более выраженную половую типизацию, вызванную, по крайней мере отчасти, приростом их знаний о половых ролях. Однако в индивидуальных случаях маленькие дети часто освобождают себя от следования тем нормам и правилам, к-рые они выводят из собственных полоролевых аттитюдов, хотя мальчики более склонны придерживаться таких норм и правил.
На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация мн. полоролевых аттитюдов, напротив, неуклонно уменьшается. Возрастные тенденции на следующем этапе развития (средняя школа) не столь ясны, но, по-видимому, по меньшей мере нек-рые из полоролевых аттитюдов подростков опять начинают приобретать выраженную половую типизацию. Эти возрастные паттерны могут быть обусловлены действием неск. факторов, в т. ч. когнитивной зрелости и социоэкономического статуса.
Половое воспитание
система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача П. в.— способствовать гармонич. развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, повышению сексологич. знаний, содействовать укреплению брака и семьи. Многие считают, что П. в. надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания. Однако это представление неправильно, так как ряд вопросов, касающихся П. в., приходится решать уже в раннем детстве. От П. в. следует отличать половое просвещение, к-рое заключается в подробном ознакомлении подростков с анатомо-физиологич., сексологич., гигиенич. и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни. К половому просвещению подростков следует приступать, начиная примерно с 8-го класса. К П. в. применимы общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью комплекса учебновоспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т. д. Совершенно необходимы строгая дифференцировка П. в. в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей, а также его преемственный характер. Обязательным условием эффективности П. в. является единый подход со стороны родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Проблемы П. в. должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Однако нередки случаи, когда считают, что обсуждать вопросы пола неприлично, стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, к-рые занимают молодежь. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко являются причиной тяжелых жизненных драм. Еще В. Г. Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности. Совершенно неприемлемой следует считать и противоположную тенденцию, распространенную во многих странах Запада, когда сексуальная тематика становится гипертрофированной, преобладает в литературных произведениях, в кино и на телевидении, когда пропагандируется «свободная любовь», отрицающая фактически всякую мораль. В буржуазной педагогике влечение полов рассматривается преимущественно с позиций биологии, и проблема П. в. сводится гл. обр. к «обузданию» полового инстинкта с якобы обязательно присущими ему тенденциями к половым извращениям, борьба с к-рыми и составляет специфич. сторону всей проблемы. П. в. необходимо уделять большое внимание, ни в коем случае не устра- няясь от него и не ограничиваясь только вопросами физич. и умственного развития детей. Родители, педагоги и медработники, при всей сложности и деликатности проблемы П. в., должны своевременно и правильно ответить на вопросы, волнующие подрастающее поколение. А. С. Макаренко в лекции о П. в. писал: «...Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они относились к любви как к серьезному и глубокому чувству, чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье». Неосведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологич. изменений, к-рые происходят в их организме, стыдятся их. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным, подчас грязным источникам, как правило, получая по интересующим их вопросам извращенное представление. Специальные обследования показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. В связи с этим совершенно очевидно то особое значение, к-рое должно иметь П. в. в общей системе воспитания подрастающего поколения. В процессе П. в. можно условно выделить несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенич. навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, т. к. правильное половое развитие тесно связано с общим физическим развитием. Уход за детьми и соблюдение гигиенических требований должны быть направлены, в частности, на устранение раздражающих воздействий на так наз. эрогенные зоны (см. Половая жизнь). В связи с этим следует избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Для гармонич. нравственного развития ребенка необходимо обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. Родители должны поддерживать в детях появляющееся обычно в этом возрасте желание помочь в домашней работе, требовать от мальчиков, чтобы они помогали девочкам выполнять задания, связанные с физич. нагрузкой, и т. п. Для дальнейшего правильного развития ребенка важно сформировать у него такие черты, как чувство ответственности, долга, любовь и уважение к людям. Большую роль в П. в. играет нормальная загруженность детей работой, определенными обязанностями дома и в школе. К. Д. Ушинский указывал на то, что стремление некрых родителей оградить своего ребенка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями. К. Д. Ушинский писал, что без труда, «без этой узды сердце, предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонной пропасти ничем не утолимой скуки и мрачной апатии; если же оно мелко, то будет погружаться день за днем, тихо и незаметно в тину мелких недостойных человека клопох и животных инстинктов». В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу. И как следствие естественного процесса познавания окружающего мира, появляется интерес к вопросам пола, хотя этот интерес еще и не носит сексуального характера. Подобная заинтересованность выражается в многочисленных вопросах, к-рые дети неизбежно задают родителям и к-рые тем не менее нередко все еще приводят родителей в смущение, ставят их в затруднительное положение. На вопросы детей дошкольного возраста, интересующихся «тайной» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя (вопросы типа «откуда я взялся?»), следует отвечать в простой, доступной для детей форме, не прибегая к детализации или к вымыслу и сказкам об «аистах», «капусте» и т. п. Излишняя детализация и разъяснение процесса рождения детей могут пробудить в детях интерес к тем сексуальным подробностям, о к-рых они даже не подозревали и не могли спрашивать. Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». Отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к затронутой теме, заставляет искать ответа у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, к к-рым иногда прибегают родители, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие этого возникают недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни. Для объяснения факта рождения детей ребенку дошкольного возраста можно привести сравнение из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, напр. котят, надо обратить их внимание на ярко выраженные материнские инстинкты кошки, позволить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что связано с рождением, в первую очередь почтительного отношения к матери. Все эти, казалось бы, несложные объяснения и воспитательные мероприятия исключительно важно проводить в соответствующем возрасте, т. к. упущенное время и несвоевременные объяснения могут способствовать появлению у детей недоверия и критич. отношения к родителям. В младшем школьном возрасте педагогич. задачей родителей является учет физиологич. и психологич. особенностей детей этого возраста. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этом периоде важно формировать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организованные взрослыми совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия, вследствие к-рых формируются общие взгляды и интересы. Нередко у детей младшего школьного возраста (так же как и у детей дошкольного возраста) может возникать чувство симпатии, доходящее до «влюбленности» и обычно направленное на стар- шего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стремятся быть ближе, ласкаться к этому человеку, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на подобной влюбленности. Надо постараться переключать его на новые интересы, книги, игры и т. п. Обычно такая влюбленность со временем проходит сама собой. П. в. в период полового созревания должно учитывать, в первую очередь, те изменения в организме и личности подростка, к-рые происходят в этот период. Девочки вступают в подростковый период в 12—14 лет, а мальчики— в 13—15 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, особенно половых, способствует постепенному пробуждению полового влечения. Подростковый период характеризуется также появлением у детей черт взрослости: стремлением к самостоятельности, самоутверждением, желанием добиться того, чтобы взрослые считались с ними. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках (см. Личная гигиена) подросток получил от родителей, а не от случайных товарищей. Прежде всего в период полового созревания девочку следует подготовить к тому, что у нее появятся менструации (см. Менструальный цикл), а мальчика — к появлению поллюций. Матери должны научить девочек правилам специального туалета при менструации, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при к-ром необходимо соблюдение правил элементарной гигиены. Очень важно для правильного П. в. в период полового созревания оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувственности, в чем решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формирует распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Вредное влияние оказывает также предоставление взрослыми детям возможности подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно недопустим алкоголь, к-рый оказывает крайне пагубное влияние на формирующийся организм подростка. Необходимо настойчивое разъяснение недопустимости нередкого в период полового созревания явления — онанизма. При этом, однако, следует избегать запугивания подростков его «страшными последствиями». Необходимость предупреждения раннего появления полового чувства вовсе не предполагает подавления полового чувства вообще. Основная цель П» в, подростков — научить их созна- тельно управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необходимо правильно организовать период жизни подростков до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникнут реальные возможности удовлетворения полового влечения. Поэтому П. в. подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу, должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов с их нравственным, социальным и гигиенич. аспектами, изложении основ гигиены и физиологии половой жизни, моральноэтических проблем и гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и в перв уделяют своей внешности. Усиливается интерес к «тайнам» любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередк© перенимают привычки взрослых, в т. ч. и вредные (курение, употребление алкоголя). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание в каждом молодом человеке творческих наклонностей, разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, к-рые поглощают избыточную ую очередь представителям мужского пола, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Большое внимание они энергию подростка, способствуют гармонич. развитию его организма, повышению сопротивляемости болезням, воспитанию ценных волевых качеств. Юношеский возраст характеризуется расширением круга интересов, приближающихся к интересам взрослого. Юноши и девушки достаточно рассудительны и самостоятельны в своих суждениях и поступках, более критичны к себе и другим. Родители и педагоги должны уважать молодых людей, считаться с их мнением, тактично руководить ими в повседневной жизни, помогать избавиться как от излишнего самомнения, так и от нерешительности. Между юношей и девушкой могут установиться глубокие дружеские отношения, носящие романтич. оттенок. Именно поэтому взрослые должны правильно относиться к этому явлению, проявляя при этом деликатность и такт. Подобная дружба, однако, нередко пугает родителей и педагогов, к-рые становятся на путь «борьбы с любовьк», устанавливают всевозможные запреты, создают так наз. общественное мнение. Такое отношение взрослых чаще всего приводит к конфликтам с молодыми людьми. Вместе с тем, оберегая дружбу мальчиков и девочек, взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства, т. к. такой дружбе надо помогать, направлять ее, беречь от пошлости и грязи. Очень важно для П. в. мальчиков сохранить у них чувство сыновней нежности, т. к. оно становится одним из основных источников формирования у них уважения к женщине. А. С. Макаренко отмечал, что «если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев, сестер..., очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны также воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, глубокое уважение и чуткость к избранной девушке. В П. в. девушки необходимо большое внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», «доброе имя девушки», воспитанию чувства женского достоинства. Если к периоду юношества у мальчиков и девочек сформировались такие качества, как честность, скромность, уважение к человеку, гордость, то у взрослых не будет оснований опасаться за чистоту их отношений. Настоящая любовь возникает в годы физич. и духовной зрелости человека. И если она основана на взаимном чувстве, общности взглядов и интересов, то она обогащает жизнь и служит основой формирования прочной семьи. Поэтому П. в., проводимое родителями в семье, медработниками и педагогами в учебных заведениях, производственных коллективах и других учреждениях, призвано подготовить подрастающее поколение к счастливой супружеской жизни.
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.