Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
Деятельность - форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель и задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Виды деятельности:
Ведущая деятельность - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б. Эльконин определили следующие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.
Информационная деятельность - совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации.
Организаторская деятельность - практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению.
Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий, для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление педагогической деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Три модели педагогической деятельности:
• педагогика принуждения (авторитарная педагогика);
• педагогика полной свободы;
• педагогика сотрудничества
Структура деятельности:
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.
Сущностная характеристика деятельностного подхода в воспитании учащихся:
Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.
Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.
Исследования С.Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности ребенка в процессе его деятельности. Он показал, что любые внешние причины, и деятельность в первую очередь, действуют на ребенка не непосредственно, а преломляются через внутренние условия. Психика ребенка исключительно избирательна.
Сущность деятельностного подхода в воспитании.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка.
То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы человек способен выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм, законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит их необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности, ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности современного человека.
Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка. Все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и закономерностями смены этих деятельностей. Ведущий тип деятельности в каждом периоде жизни ребенка не является единственным.
Дошкольное детство - ведущим типом деятельности является игра. Методы воспитательной работы принимают вид игры. При этом ребенок строит различные типы игр -режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности. Наряду с игровой деятельностью в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому воспитательные методы, способствующие становлению субъективности ребенка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности - это прежде всего изменения самого ученика, его развитие.
Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: единые требования, самоуправление, самообслуживание и т.д. Младший школьник не потерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности. Исключительно актуальным для младших школьников выступают методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Младшие школьники очень чувствительны к тем оценкам, которые дают им значимые взрослые, в первую очередь учителя, родители.
Переход от отрочества к подростковому возрасту знаменуется кризисом отрочества. Проблема ведущей деятельности - в кризисе отрочества, в становлении ребенка в качестве субъекта социальных отношений в отечественной психологии остается открытой. Однако в этом возрасте необходимо использовать методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними.
Подросток - ведущим типом деятельности становится та, в которой можно самоутвердится среди сверстников и взрослых. Особое место в системе методов воспитания занимают труд совместно со взрослыми и деятельность на благо других людей. Главный стимул любой деятельности - ее результативность. Это возраст не только неудовлетворенных потребностей, но и непомерных притязаний. Возрастает значение группы сверстников в процессе развития личности.
Юность (старший школьный возраст). Основная задача этого возраста - самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовное. Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта. На этом этапе должна быть организована совместная учебная деятельность, а диалог становится принципом и методом полисубъективного и межличностного воздействия. Актуальной является внеурочная познавательная, культурно-просветительная и благотворительная деятельность. В этом возрасте происходит «отход от школы», поиск себя, появляется тенденция к манифестации себя в разных формах.
Основными компонентами деятельности, которые включаются в воспитательную работу любого образовательного учреждения являются игра, учение и труд.
Игра. Подлинная игра - творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Игра - основной способ человеческого общения с возможным и недействительным.
Игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Несмотря на различия, все виды игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит:
от содержания познавательной и нравственной информации;
от того, каким героям подражают дети;
воспитательный потенциал обеспечивается самим процессом игры как деятельности.
Игры дают детям очень важный навык совместной работы. Незаменима роль игры в поиске и реализации различных форм организации детской жизни (творческие комплексные праздники, КВНы, «Дебаты», «Учебные фирмы», «Что? Где? Когда?» и т.д.).
Учение. Учение - деятельность, занимающая львиную долю времени современных школьников. Воспитывает прежде всего содержание образования, включающее знания общечеловеческих ценностей. Основной путь освоения содержания образования это:
связи, объединяющие материал в единое целое, не должны даваться в готовом виде;
учебный материал разумно интегрировать в единое целое на основе метода науки, научной концепции.
Необходимо учитывать, что воспитывает не только содержание образования, но и сама организация учебного процесса, методы обучения, формы организации учащихся в процессе обучения. Сегодня каждому учителю ясно, что учить всех одинаково нельзя. В процессе обучения разумно использовать современные технологии и модели обучения, что позволяет реализовать субъектную роль школьника в учебном процессе.
Школьникам среднего и особенно старшего возраста под силу участие в работе спецкурсов, спецсеминаров, исследовательских групп, публичные защиты проектов, работа по индивидуальным творческим планам и т.д.
Труд. Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. На первом плане должен быть социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел (то есть идея, связанная с результатом), для достижения которого и нужна собственно работа, приобретаемые в ее процессе умения и навыки. Здесь важны дела экологического характера, деятельная забота о конкретных людях, создание и улучшение школьной воспитывающей среды,, возрождение народных ремесел, производительный труд с элементами предпринимательской деятельности. При этом трудовой компонент современной школы должен быть гибким и вариативным (школьное объединение «зеленых»; школьное мини-предприятие; создание «Учебных фирм»; создание подросткового кафе и полное обеспечение его работы; выпуск газет и журналов; создание культурно-исторического комплекса и т.д.).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения.
В условиях школьного коллектива осуществляется взаимодействие педагогов и учащихся в специально организованном учебно-воспитательном процессе и взаимодействие школьников между собой в совместной деятельности. Ведущими целями взаимодействия педагогов и школьников являются:
развитие личностей взаимодействующих сторон;
развитие коллектива;
реализация воспитательных задач.
Основными характеристиками взаимодействия считают:
Взаимопознание - знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений.
Взаимопонимание - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; принятие трудностей, забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.
Взаимоотношение - проявление такта, внимания к мнению и предположениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности; уважение позиции друг друга; сопереживание, сочувствие; творческий характер отношений.
Взаимные действия - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов; срабаты-ваемость, координация действий, согласованность; помощь, поддержка друг друга.
Взаимовлияние - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность замечаний, корректных по форме; изменение способов поведения и действий; восприятие другого в качестве примера для подражания.
- Вопрос 1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики как науки. Ее развитие через педагогические направления, течения, движения.
- Вопрос 2. Социальная политика государства, принципы ее осуществления. Критерии эффективности социальной политики.
- Цели, принципы, функции и методы, средства, содержание, формы, направления, приоритеты, объекты реализации социальной политики государства
- Вопрос 3. Взаимосвязь философии и педагогики. Философский анализ одной из педагогических систем Средневековья и Возрождения. (Настя)
- Вопрос 4. Возрастная педагогика. Методика работы социального педагога с ребенком и его семьей на различных возрастных этапах развития ребенка. (Проиллюстрировать на конкретном примере)
- Теория развития эрика эриксона
- 1. Младенчество (орально-сенсорная стадия).
- 2. Раннее детство (мышечно-анальная стадия).
- 3. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия).
- Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
- Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
- 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.
- 2. Воспитание - это процесс.
- 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.
- 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
- 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
- Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
- Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
- Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
- Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
- I. Дидактика как теория обучения
- Функции обучения
- II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
- Перевоспитание, его функции
- Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
- Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
- Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
- Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
- Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
- Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
- Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
- Причины
- Причины биохимического характера
- Социально-экономическая
- Педагогические причины
- Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
- Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
- Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
- Гражданское воспитание:
- Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
- Методика коллективной организаторской деятельности.
- Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
- Игра как средство воспитания детей
- Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
- Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- Перечень программных мероприятий
- 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
- Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
- Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
- Основные объекты педагогического анализа
- Принципы научного анализа (Конаржевский)
- Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
- Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
- Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
- Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
- Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
- Методы обучения
- Пассивные
- Активные
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Наглядные методы
- Практические методы
- Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
- Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
- 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
- Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
- Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
- 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
- 2)Несколько исторических этапов, а именно:
- Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
- Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
- 1. Особенности праздника
- 2. Типы праздников.
- 3. Организация праздника.
- 4. Технология подготовки и проведения праздника.
- Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
- 1. Понятие «система».
- 2. Системный подход в педагогике.
- 3. Понятие «воспитательная система».
- Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
- 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
- Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
- Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
- Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
- Новый взгляд на воспитательные программы
- Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
- 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
- Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
- Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
- Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
- Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
- Исторические модели социальной политики в России
- Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
- Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
- Социальные функции российского государства в нач. XX в.
- 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
- Скандинавская модель социальной политики
- Англо-саксонская модель социальной политики
- Германская модель социальной политики
- Американская модель социальной политики
- Модели социальной политики в России
- Региональная модель социальной политики
- Государственная социальная политика рф
- Принципы реализации
- Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
- Технология задачного подхода
- Современные технологии:
- Технология развития критического мышления
- Технологические этапы
- Преподаватель на этом этапе:
- Преподаватель на этом этапе:
- Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
- Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
- Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
- Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
- Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
- Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
- Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
- Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
- 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
- 1. Аналитико-диагностическую:
- 4. Этический и профессиональный кодекс
- Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
- Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
- Существует бюрократическое управление и демократическое управление.