logo
Ответы на ГОС[1][1]

Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.

Уровень здоровья современных школьников определяет высокая распространенность заболеваний, нарушений в нервно-психическом и физическом развитии, значительная острая заболеваемость, негативным фактором становится повышающаяся распространенность само разрушительных видов поведения: курение, употребление алкоголя, наркотиков, связанное с риском половое поведение.

Наиболее значимыми медико-социальными факторами, формирующими нездоровье школьников является:

Происходит дегуманизация детской среды - отход культуры, искусства, науки от духовной и нравственной стороны в жизни человека.

Система амбулаторно-поликлинической помощи учащимся не оказывает активного влияния на формирование здоровья школьников, так как отсутствует дифференцированный подход к организации медицинского обеспечения контингентам школьников с разным уровнем здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях разной инфраструктуры, нет постоянно действующей системы комплексной реабилитации детей с последствиями заболеваний.

В этих условиях, само понятие здоровья приобретает интегративный характер, что четко зафиксировано в Уставе ВОЗ: «Здоровье - не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Многолетний опыт совместной медико-педагогической работы, направленный на поиск средств и форм сохранения и укрепления здоровья школьников показал, что решать проблему следует комплексно с учетом медицинских, педагогических, психологических и социальных факторов.

Основными принципами такой деятельности являются:

  1. Формирование активной позиции медицинских работников, педагогов, родителей и детей по сохранению и восстановлению здоровья, которое возможно при условии повышения их знаний по проблеме здоровья и методов его управления.

  2. Получение наиболее полных данных о состоянии фактического здоровья учащихся на основе диагностики донозологических синдромов, реакций, состояний риска, заболеваний; анализа причин их формирования, осуществление мониторинга соматического, психического и социального здоровья школьников и факторов его определяющих.

  3. Комплексное решение задачи первичной профилактики заболеваний в школе и семье, приближение к условиям образовательного учреждения системы мероприятий по оздоровлению и восстановлению здоровья школьников.

  4. Преимущественное использование не медикаментозных методов профилактики, включающих оптимизацию условий обучения, питания, физического воспитания, содержания методов обучения в школе, валео-логического сопровождения учебного процесса, формирование навыков здорового образа жизни.

  5. При построении оздоровительных программ и восстановительного лечения использовать современные эффективные комплексы, адаптированные к динамике сезонных колебаний заболеваемости и структуре учебного года с учетом факторов риска макросоциальной (внутришкольной) и природной среды.

  6. Эффективность взаимодействия всех специалистов образовательных учреждений, родителей и детей по стабилизации и улучшению здоровья возрастает при условии улучшения кадрового и материально-технического обеспечения учреждений.

Основными направлениями такой программы должны быть:

  1. Научно-методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей.

  2. Законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей.

  3. Создание условий для рождения желанного, здорового ребенка.

  4. Создание условий для благоприятного роста и развития детей.

  5. Оптимальное питание и обеспечение детей качественной водой.

  6. Медико-профилактическое обоснование безопасности товаров для детей.

  7. Использование здоровье сберегающих образовательных технологий.

  8. Создание безопасных условий ранних форм трудовой занятости детей и их профессионального обучения.

  9. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.

  10. Эффективное медицинское обеспечение детей.

Гигиенические требования к урокам

    1. температурный режим;

    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    3. освещение;

    4. предупреждение утомления и переутомления;

    5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

    8. соответствие классной мебели росту школьника.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И.о. меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Валеологический подход к обучению.

Одной из причин возникновения науки валеологии является резкое падение уровня здоровья населения в целом и школьников в частности.

Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд таких факторов, названных нами «болезнетворными».

Все эти факторы можно объединить в две группы:

1) объективные «болезнетворные» факторы (которые заложены в нормативных образовательных документах: программах, учебных планах, нормативах по организации учебного процесса и пр.)

2) субъективные — связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами образовательного процесса — учителями, учащимися и их родителями.

Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что это урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий и детям, и учителю здоровья.

А для этого дети не менее 20 % времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности — это валеопаузы, физкультминутки, двигательные дидактические игры и различные другие активные движения, действия, перемещения детей в пространстве класса и т.п. На первый взгляд, такое требование может показаться неприемлемым, и мы уже слышим возражения учителя, что при выполнении данного условия не хватит времени на выполнение программы. Однако следует учитывать, что физическая активность стимулирует работу мозга, В то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.

Валеологично проведенный урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь— это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен:

1) избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Полезнее строить с ним отношения на обнаружении у него достоинств и их стимулировании, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» — это один их эффективнейших способов, обеспечивающих людям

возможность мирного сосуществования.

2) очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей, а не хмуро сдвинутые брови и недовольно опущенные вниз уголки рта (это особенно важно для формирования у учащихся оптимистичности и жизнерадостности, так как известно, что любой человек имеет способность невольно копировать выражение лица того, на кого он смотрит, и тем самым «заражаться» его состоянием). Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений. Самое же главное — чтобы учитель понимал, что в ситуации общения с учениками он находится по отношению к ним одновременно в двух позициях: в позиции учителя, наставника, который помогает детям познавать мир вокруг себя, и в позиции ученика, ибо его ученики на столько лет более развиты, на сколько он старше их, это значит, что свой жизненный старт они начали с той ступени культурного развития, которой достигло человечество до них.

В свете сказанного валеологический подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися, и т.д.

Методика В.Ф. Базарного.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. В настоящее время уже 20 лет занимается изучением влияния школы на здоровье детей в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ  В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО  И  ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная ОСНОВА  ШКОЛЬНОЙ  ЖИЗНИ ориентирована против природы ребёнка.

Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый ШКОЛЬНЫЙ ШОК И РАННЯЯ СТЕНОКАРДИЯ.

Во – вторых, - сенсорно обеднённая ШКОЛЬНАЯ  СРЕДА  закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

Вывод  учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской  службе.

Принципиально новый подход к образованию у В.Ф.Базарного.

Школьные программы он не меняет, только способы и методы ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА. Доказано, что дети запоминают  образы. В сочетании с движением – это стопроцентное  освоение урока. Во время занятий в школах Базарного учащиеся то садятся за парты, то пишут стоя  за специальной  мебелью – конторками. Тем самым укрепляется позвоночник – основа энергетики человеческого организма.

Через каждые  15 минут в классе негромко звенит звоночек, и  ребята меняются местами: пока один малыш стоит, другой сидит. На  классном потолке большие – зелёный и красный – круги, чёрная  восьмёрка со стрелочками. Это «диаграммы для разгрузки зрения». По команде учителя ребята задирают головы к потолку и старательно вращают глазами. На тонкой леске, на высоте около двух метров от пола, висят небольшие крестовины со вбитыми на них крючками. На эти крючки, а не на школьную доску, как обычно, учителя вешают наглядный материал для урока.

Дети пишут перьями, обмакивая их в чернила!  Письмо  шариковыми ручками – безотрывное, через 20 минут у ребёнка все признаки стенокардии, потому что нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребёнка. А при письме сначала карандашом, а потом пёрышком,  по принципу «нажал – отпустил», всё находится в гармонии. Учебники и конспекты заменяют экологические панно – картина во всю стену, у которой происходит действие. Если урок биологии, то изображения животных двигаются по полотну.

Можно подумать, что в такой школе полная свобода и упрощён образовательный процесс. Ничего подобного! Благодаря природосообразным (по определению профессора), раскрепощающим детей ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются  с очень малым КПД. В школе Базарного много занятий по труду, лепке, рисованию и музыке.

Мальчиков обучают отдельно от девочек. Полоролевое воспитание не предполагает изоляцию школьников и школьниц. Они общаются на переменах, на праздниках. Девочки в развитии на два года опережают своих сверстников. У них свои интересы и восприятие. Если девочки учат существительные на примере таких слов, как «принцесса», «красавица», то мальчикам учитель предлагает – «воин», «рыцарь» и т.д.

Система В.Ф.Базарного  признана Министерством образования России, Государственной Думой.