«Наука есть самотворчество разума».
Основные работы: Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.
Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.
Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения.
Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества.
Противостоял элитарным концепциям образования.
Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это обрести.
Цель воспитания — «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробудить к жизни самостоятельный разум учеников и их нравственность. Это возможно, если связывать обучение и воспитание с приобретением личного опыта.
Главная идея — о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности.
Среди культивируемых воспитанием способностей две наиболее важные — нравственность и разум.
Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплина. Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескромность. Послушание есть начало мудрости. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей.
Предлагал законы воспитания: бодрость как необходимый фон воспитания; профилактика чувства несовершенства; тренировка этического; согласованность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окружающих людей; поддержка воспитателем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических законов и полное их уяснение для себя.
Не возражал против наказаний.
Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-философское значение. Большое место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику; философию природы и философию духа.
Выделял существенные пед. особенности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осознание недостаточности имеющегося знания — к научному достоверному пониманию сути дела.
Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность должна быть укоренена в ребенке как чувство. В семье ребенок ценится как непосредственная «единичность», индивидуальность. В школе ребенка оценивают в соответствии с общим идеалом.
Предлагал участие церкви в образовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и воспитательный институт. Считал необходимым отделение церкви от школы, светское воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания.
Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нравами имеют образовательную функцию.
Важнейшим воспитательным учреждением Гегель считал гимназию.
Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием.
87
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения