Откроем книгу:
Наставление отца сыну: «И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление — вам и детям вашим».
Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий :иметь, и помнить о смертном часе — «...следует всякому христианину готовым быть к встрече с Господом — жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».
Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль-лим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших — люби как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем».
Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности — успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».
Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж сговорят — а все уже готово».
Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»
61
Похвала мужьям — «Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».
Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне — дружелюбным, с младшими и бедными — приветливым, милостивым...»
О неправедной жизни — «А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокляты будут на земле...»
Если кто живет неразумно — «Если же кто, безрассудный, не сочтя жития своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».
Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением...»
Как порядок в избе навести хорошо и чисто — «Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...
Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».
Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный уклад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью».
Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе!
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ В XVI—XVII ВВ.
Борьба в XVI—XVII вв. против национально-культурного порабощения, польско-католического гнета, запрета родного языка
Устав «братской школы»:
-
Ректор и учителя избираются общим собранием.
-
Каждый член братства имеет право посещать школу для знакомства с ра ботой
1
Договор директора с родителями
Требования к учителю:
благочестие, рассудительность, негневливость, кротость и др.
Создание братских школ: Львовская (1586), Луцкая, Киевская, Могилевская, Брестская и др.
Обучение славянскому языку, грамматике, а также греческому, латинскому языкам, риторике и диалектике; некоторые элементы квадривиума: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Широкий демократический характер школы, ценные дидактические правила
Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства
Школьные правила:
обязательное ежедневное посещение, проверка домашних заданий, класс-ное занятие-урок, повторение в конце недели
«Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих... Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других».
63
OS
64
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1626-1680), крупнейший общественный деятель и просветитель XVII в.
Биография
Педагогические воззрения
Взгляды
Труды
Родился в г. Полоцке. Две седмицы (14 лет) обучался в Киевской братской коллегии, окончил в 1651 г. Возвращение в Полоцк (1656 г.). Принял монашество. Несколько лет работал учителем в Полоцкой братской школе.
В 1664 г. переехал в Москву, где в Заиконоспасском монастыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. Организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родоставлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медведев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы.
Сначала поддержал патриарха Никона, позднее способствовал его осуждению (1666 г.).
Стал учителем детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. Особое положение при царском дворе помогло печатать свои произведения, минуя церковную цензуру.
Пед. идеи формировались под влиянием
народной педагогики (практической работы
братских школ) и западноевропейской
педагогики.
Основную роль в формировании взглядов и
привычек ребенка играют воспитание и
среда, родители и учителя.
Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в детстве.
Высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни.
Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети: причина
— чрезмерная любовь.
В воспитании человека выделял три периода:
1)от рождения до 7 лет — период нравственного воспитания,
2)от 7 до 14 — период практического обучения,
3)от 14 до 21 —период умственного развития и гражданского воспитания.
Был сторонником принципа природосооб-разности.
Ребенка легко склонить к доброму или злому... с помощью слов... Придавал огромное значение словам. Обучение детей рекомендовал начинать как можно раньше: то, что с пеленок,
— закладывается на всю жизнь.
Призывал к расширению просвещения через школы при монастырях и церквях. Только
просвещение искоренит суеверия и предрассудки.
Выступал за создание в Москве высшего учебного заведения, составил его учебный план, куда включил языки, вт. ч. латинский, философию, богословие и др.дисциплины.
Более 200 проповедей, составившие сборники: Вечеря душевная и Обед душевный( 107 поучений, изданных после смерти автора).
В 1678 г. составил Вертоград многоцветный — сборник стихотворений, многие из которых посвящены вопросам воспитания и обучения.
Автор Букв языка славенска (1679 г.) и сборника Рифмологио-на, куда вошли две школьные пьесы: Комедия-притча о блудном сыне и О Навуходоносоре-царе.
Свои педагогические мысли выразил в ряде произведений: Книжице вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребны суть, в сборниках Обед душевный и Вечеря душевная.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения