logo

Откроем книгу:

Наставление отца сыну: «И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление вам и детям вашим».

Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий :иметь, и помнить о смертном часе — «...следует всякому христианину го­товым быть к встрече с Господом жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».

Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль-лим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших люби как детей: никакому созда­нию Божию не будь лиходеем».

Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, нака­зывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».

Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибыва­ет, и как замуж сговорят а все уже готово».

Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»

61

Похвала мужьям «Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».

Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби­жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне дружелюбным, с младши­ми и бедными приветливым, милостивым...»

О неправедной жизни «А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокля­ты будут на земле...»

Если кто живет неразумно «Если же кто, безрассудный, не сочтя жи­тия своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».

Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любо­вью и примерным наставлением...»

Как порядок в избе навести хорошо и чисто «Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...

Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».

Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный ук­лад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью».

Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе!

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ В XVIXVII ВВ.

Борьба в XVIXVII вв. против национально-культурного порабощения, польско-католического гнета, запрета родного языка

Устав «братской школы»:

  1. Ректор и учителя избираются общим собранием.

  2. Каждый член братства имеет право посещать школу для знакомства с ра­ ботой

1

Договор директора с родителя­ми

Требования к учителю:

благочестие, рас­судительность, негневливость, кротость и др.

Создание братских школ: Львов­ская (1586), Луцкая, Киевская, Могилевская, Брестская и др.

Обучение славянскому языку, грамматике, а также греческому, латинскому языкам, риторике и диалектике; некоторые элемен­ты квадривиума: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Широкий демократический ха­рактер школы, ценные дидакти­ческие правила

Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства

Школьные правила:

обязательное ежедневное посещение, проверка домашних заданий, класс-ное занятие-урок, повторение в конце недели

«Учитель должен и учить и любить детей всех одинако­во, как сыновей богатых, так и сирот убогих... Учить их, сколько кто по силам на­учиться может, только не старательнее об одних, не­жели о других».

63

OS

64

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1626-1680), крупнейший общественный деятель и просветитель XVII в.

Биография

Педагогические воззрения

Взгляды

Труды

Родился в г. Полоцке. Две седмицы (14 лет) обучался в Киевской братской коллегии, окончил в 1651 г. Возвращение в Полоцк (1656 г.). Принял монашество. Несколько лет работал учите­лем в Полоцкой братской школе.

В 1664 г. переехал в Москву, где в Заиконоспасском монас­тыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. Организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родоставлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медве­дев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы.

Сначала поддержал патриарха Никона, позднее способствовал его осуждению (1666 г.).

Стал учителем детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. Особое положение при царском дворе помогло печа­тать свои произведения, минуя церковную цензуру.

Пед. идеи формировались под влиянием

народной педагогики (практической работы

братских школ) и западноевропейской

педагогики.

Основную роль в формировании взглядов и

привычек ребенка играют воспитание и

среда, родители и учителя.

Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в дет­стве.

Высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни.

Пытался ответить на вопрос, почему у хоро­ших родителей бывают плохие дети: причина

— чрезмерная любовь.

В воспитании человека выделял три периода:

1)от рождения до 7 лет — период нравствен­ного воспитания,

2)от 7 до 14 — период практического обучения,

3)от 14 до 21 —период умственного развития и гражданского воспитания.

Был сторонником принципа природосооб-разности.

Ребенка легко склонить к доброму или злому... с помощью слов... Придавал огромное значе­ние словам. Обучение детей рекомендовал начинать как можно раньше: то, что с пеленок,

— закладывается на всю жизнь.

Призывал к расширению просвещения через школы при монасты­рях и церк­вях. Только

просвещение искоренит суеверия и предрассуд­ки.

Выступал за создание в Москве высшего учебного заведения, составил его учебный план, куда включил языки, вт. ч. латинский, философию, богословие и др.дисцип­лины.

Более 200 проповедей, составившие сборники: Вечеря душевная и Обед душевный( 107 поуче­ний, изданных после смерти автора).

В 1678 г. составил Вертоград многоцвет­ный — сборник стихот­ворений, многие из которых посвящены вопросам воспитания и обучения.

Автор Букв языка славенска (1679 г.) и сборника Рифмологио-на, куда вошли две школьные пьесы: Комедия-притча о блудном сыне и О Навуходоносоре-царе.

Свои педагогические мысли выразил в ряде произведений: Книжице вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребны суть, в сбор­никах Обед душевный и Вечеря душевная.

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)