logo

Лев николаевич толстой (1828-1910)

Пед. деятель­ность

Содержание образования и воспитания

Дидактика

Нравственное воспитание

Физи­ческое воспита­ние

Умствен­ное развитие

1849 г.—

начало пед. деятельнос­ти.

1859 г.—

открыл в Ясной Поляне школу для крестьянс­ких детей.

1861 г. -

реорганиза­ция Яснопо­лянской школы.

1862 г.

прекраще­ние пед. деятельнос­ти в ответ

• свобода детской актив­ности и детско­му творчеству,

• уважение ребенка как личности,

• протест против угнете­ния детей,

• уважение к детским «недостаткам»,

• приобщение ребенка к «рели­гиозному нача­лу» (что и есть нравственно).

Нравственно-религиозное

— со-вершен-ствова-ниефиз. качеств детей,

— зака­ливание организ­ма,

— раз­витие физ. качеств в народных играх и на природе.

■ разви­тие наблюда­тельнос­ти,

■ разви­тие способ­ности самосто­ятельно мыслить и глубоко чувство­вать,

■ разви­тие творче­ства,

■ ум­ственное

Образование свободное соотноше­ние людей, из кото­рых один сообщает известную сумму знаний, а др. свобод­но воспринимает ее.

Содержание обучения определяет «религиоз­но-нравственное вос­питание в духе «очи­щенного христианства».

Взаимосвязь воспита­ния и образования.

Особую роль уделял таким методам обуче­ния, как слово учителя (рассказ, беседа).

Развитие творчества детей: самостоятель­ная работа, сочинения.

130

пед. деят-ть

Содержание образования и воспитания

Дидактика

Нравственное

Физи-

Умствен-

воспитание

ческое

ное

воспита-

развитие

ние

на обыск в

учениеЛ.Н.

развитие,

Сознательное усвоение

Яснополян-

строилось на

связан-

знаний.

ской школе.

идее непротив-

ное с

Приучение учащихся к

1872 г.

ления злу

обучени-

наблюдательности.

насилием,

ем по

Азбукэ.

смирения,

книгам

Широкое использова-

1875 г.-

увеличения

Толстого.

ние экскурсий, опытов,

Новая

добра в мире

таблиц и картин,

азбука и

каждым челове-

наблюдения подлинных

А Книги для

ком.

предметов.

чтения.

Критическое отноше-

70-е гг. -

ние к звуковому методу

разработка

обучения грамоте.

проекта

Подчеркивал творчес-

крестьянс-

кое начало во всей

кой учитель-

деятельности учителя.

ской семинарии.

Предпринял попытку

создать «повышенную

1907-

школу», которая

1908 гг.-

должна была удовлет-

занятия с

ворять потребность

крестьяне- кими ■

! СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ I

продолжать образова­ние, возникающую у

детьми в

Если учитель соединяет в себе (

способных детей.

духе своего i

любовь к делу и к ученикам, он '

Лучший тип такой

религиозно- " нравствен-

совершенный учитель. \

школы — «учительская семинария», которая

ного учения.

Чем труднее учителю, тем легче \

готовила бы из числа

ученику. '

самых одаренных

крестьянских детей

Нужно, чтобы ученик не стыдил- ]

будущих сельских

ся учителя и товарищей. То, чему

учителей.

учат ученика, должно быть понят-

но и занимательно. Давайте учени-

ку такую работу, чтобы каждый

урок чувствовался ему шагом !

вперед в учении.

Очень важно, чтобы ученик не

боялся наказания за дурное учение.

Урок должен быть соразмерен

силам ученика.

131