Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
Нравственное воспитание —
воспитание духа общественности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патриотизма.
Физическое воспитание —
воспитание здорового, сильного, смелого поколения молодых работников и защитников социалистической родины. Средства — гимнастика и военные упражнения.
Политехническое обучение — знакомство с основными принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.
Принципы образования: доступность для всех вне зависимости от социального положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистический характер.
Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мысли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоречивые положения: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрицалось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.
97
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ
(1652—1726), известный
экономист и публицист
ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный общественный деятель, организатор проф. образования на Урале
Книга о скудости и богатстве, Завещание отеческое.
Развивал идею о необходимости создавать в России школы для каждого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне безграмотного человека».
Считал, что книги должны печататься на русском языке, необходимо упростить церковнославянский алфавит.
Стремился разработать основы сознательного обучения, ввести в обучение строгий, продуманный порядок, организовать учет знаний каждого ученика, который должен фиксироваться в специальной книге.
Большое место в своих работах отводил нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию.
Требовал воспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности.
Не возражал против физических наказаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».
О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.
Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия государства и укрепления религии.
Оставаясь защитником сословного дворянского просвещения, отстаивал идею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественного воспитания, требовал расширения сети школ. Был организатором ремесленного образования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демократичным составом учащихся.
В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.
Считал нецелесообразным посылать дворянских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.
Много внимания в своих работах уделял светскому образованию и нравственному воспитанию дворянина. Он должен был изучить: письмо, арифметику, геометрию, артиллерию и
98
ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652—1726), известный экономист и публицист | ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный общественный деятель, организатор проф. образования на Урале |
Дитя надо растить не балуя роскошью, «обучай его и нужду всякую тер-пети». Выступал против детской праздности. Они должны быть заняты или художественным делом,или чтением книг. Подчеркивал необходимость создания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которыми учащиеся могли бы пользоваться без помощи учителя. | фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы. Предъявлял высокие требования к у ч и т е -л я м , которые должны учить по совести, надзирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благоразумным, кротким, не пьяницей, не блудливым, не воровать, не лгать. Выступал против ранних браков (желательны после 30 лет). |
| КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО | В.Н.ТАТИЩЕВУ |
Классиф. | Определение | Примеры |
наук |
|
|
Нужные | Те, которые «яко душевно, так и | 1. Телесные — воспитание «спо- |
| телесно весьма нужны, ибо от не- | койности телесной», воздержания, |
| искусства или незнания, в них зак- | способности довольствоваться ма- |
| лючающегося, пользы и вреда бла- | лым. |
| гополучны быть». | 2. Душевные — воспитание «спо- |
|
| койности души»; душевного покоя. |
| Те, которые «до способности к об- |
|
Полез- | щей и собственной пользе принад- | 1. Грамматика. 2. Риторика. |
ные | лежат и суть многочисленны». | 3. Иностр. языки. 4. Арифметика. |
|
| 5. География. 6. История. 7. Бота- |
|
| ника. 8. Химия. |
| Те, которые служат не обще- |
|
Щегольс- | ственной пользе, развлечению, | 1. Стихотворство (поэзия). 2. Му- |
кие или | «веселию сердца». | зыка, скоморошество. 3. Танцы. |
увесе- |
| 4. Вольтижировка («или на лошадь |
ляющие |
| садиться»). 5. Живопись. |
| «Сии науки суть такие, которые ни |
|
Любо- | настоящей, ни будущей пользы в | 1. Астрология. 2. Физигномия, |
пытные | себе не имеют, но большею час- | «или лицезнание». 3. Хиромантия. |
| тию и в истине оскудевают...» | 4. Алхимия. |
| «Сии глупее преждереченных (лю- | 1. Некромантия — «чрез мертвых |
Вредные | бопытных), иже зовутся волхвова- | провещание». 2. Аэромантия. |
| ние, ворожбы, или колдунство». | 3. Пиромантия. 4. Гидромантия. |
|
| 5. Геомантия. |
99
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения