logo

Общество, организованное на коммунисти­ческих началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способ­ности.

Нравственное воспитание

воспитание духа обществен­ности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патрио­тизма.

Физическое воспитание

воспитание здорового, силь­ного, смелого поколения молодых работников и защит­ников социалистической родины. Средства — гимнас­тика и военные упражнения.

Политехническое обуче­ние — знакомство с основны­ми принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.

Принципы образования: доступность для всех вне зависимости от социаль­ного положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистичес­кий характер.

Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мыс­ли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоре­чивые положения: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрица­лось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.

97

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ

(1652—1726), известный

экономист и публицист

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале

Книга о скудости и богатстве, Заве­щание отеческое.

Развивал идею о необходимости создавать в России школы для каж­дого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне без­грамотного человека».

Считал, что книги должны печа­таться на русском языке, необходи­мо упростить церковнославянский алфавит.

Стремился разработать основы со­знательного обучения, ввести в обу­чение строгий, продуманный поря­док, организовать учет знаний каж­дого ученика, который должен фик­сироваться в специальной книге.

Большое место в своих работах от­водил нравственному, патриоти­ческому и трудовому воспитанию.

Требовал воспитывать детей в «ве­ликой грозе», в духе религиозности и покорности.

Не возражал против физических на­казаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».

О порядке преподавания в школах при ураль­ских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.

Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия госу­дарства и укрепления религии.

Оставаясь защитником сословного дворянс­кого просвещения, отстаивал идею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественно­го воспитания, требовал расширения сети школ. Был организатором ремесленного об­разования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демокра­тичным составом учащихся.

В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.

Считал нецелесообразным посылать дворян­ских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.

Много внимания в своих работах уделял свет­скому образованию и нравственному воспита­нию дворянина. Он должен был изучить: пись­мо, арифметику, геометрию, артиллерию и

98

ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652—1726), известный экономист и публицист

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале

Дитя надо растить не балуя роско­шью, «обучай его и нужду всякую тер-пети».

Выступал против детской праздно­сти. Они должны быть заняты или ху­дожественным делом,или чтением книг.

Подчеркивал необходимость со­здания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которы­ми учащиеся могли бы пользовать­ся без помощи учителя.

фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы.

Предъявлял высокие требования к у ч и т е -л я м , которые должны учить по совести, над­зирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благо­разумным, кротким, не пьяницей, не блудли­вым, не воровать, не лгать.

Выступал против ранних браков (желатель­ны после 30 лет).

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО

В.Н.ТАТИЩЕВУ

Классиф.

Определение

Примеры

наук

Нужные

Те, которые «яко душевно, так и

1. Телесные — воспитание «спо-

телесно весьма нужны, ибо от не-

койности телесной», воздержания,

искусства или незнания, в них зак-

способности довольствоваться ма-

лючающегося, пользы и вреда бла-

лым.

гополучны быть».

2. Душевные — воспитание «спо-

койности души»; душевного покоя.

Те, которые «до способности к об-

Полез-

щей и собственной пользе принад-

1. Грамматика. 2. Риторика.

ные

лежат и суть многочисленны».

3. Иностр. языки. 4. Арифметика.

5. География. 6. История. 7. Бота-

ника. 8. Химия.

Те, которые служат не обще-

Щегольс-

ственной пользе, развлечению,

1. Стихотворство (поэзия). 2. Му-

кие или

«веселию сердца».

зыка, скоморошество. 3. Танцы.

увесе-

4. Вольтижировка («или на лошадь

ляющие

садиться»). 5. Живопись.

«Сии науки суть такие, которые ни

Любо-

настоящей, ни будущей пользы в

1. Астрология. 2. Физигномия,

пытные

себе не имеют, но большею час-

«или лицезнание». 3. Хиромантия.

тию и в истине оскудевают...»

4. Алхимия.

«Сии глупее преждереченных (лю-

1. Некромантия — «чрез мертвых

Вредные

бопытных), иже зовутся волхвова-

провещание». 2. Аэромантия.

ние, ворожбы, или колдунство».

3. Пиромантия. 4. Гидромантия.

5. Геомантия.

99