Иоанн златоуст (около 347-407)
Блестящий стилист, талантливый проповедник, незаурядная личность.
О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставлении, Слово о воспитании детей и др.
-
Оказал огромное влияние на формирование византийско-православ- ной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников во сточной православной церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания.
-
Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради ции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостереже ние, исключающие авторитарные методы давления и принуждения.
-
Задача школы: «наставить душу и сформировать ум».
-
В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности.
30
-
Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол ностью раскрывала содержание изучаемого.
-
Главным источником знания, по Златоусту, является Библия.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430)
Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ.
О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении огшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж
-
Считал Платона предшественником христианства.
-
Признавал определенные положительные стороны античного образо вания и педагогической мысли.
-
Основной принцип в обучении — ориентация на достоверность, «на истинное». Отсюда отрицает необходимость изучения «вымыслов» ан тичной поэзии.
-
Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, ма тематических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), ди алектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и про поведнику.
-
Делал упор на развитие ума, а не памяти.
-
Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Учение нужно для практических целей нравственного совершенствования лич ности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания. Но светские знания считал второстепенными и вспомогательными.
-
Выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к пси-
хологии ребенка, его внутреннему миру.
Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для ученика.
Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос-питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неизменной Священной истины.
У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты-вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заинтересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож-кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика.
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ВОСТОК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУНАСЫР МУХАММЕДА АЛЬ-ФАРАБИ (873-950)
«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Востока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гуманист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания.
Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогическом и образовательном деле.
Биографические сведения и основные работы | Обучение | Воспитание | Цели и методы воспитания |
Знал многие языки.Крайне отрицательно относился к софистам. Как подлинный гуманист не признавал национальные предрассудки и преграды, подчеркивал интернациональный характер науки. Основные работы: Слова о классификации наук, Жемчужина | Обучение—это усвоение посредством учения основ наук, теоретического знания, «это наделение теорети-ческими добродетелями народов и городов». Обучение должно начинаться с усвоения простых свойств материи и завершаться изучением проблем метафизики. Определенное место отводил обучению каллиграфии— навыкам художе- | Воспитание — «это способ наделения народов этическими добродетелями— искусством, основанном на знании»; это деятельность учителя, направленная на выработку у молодых людей нравственных норм и практических навыков | Использование двух педагогических методов при воспитании: 1. «Мягкий» (если воспитуемые проявляют желание к изучению науки и ремесла). 2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание). Цель учителя, использующего эти методы, — подготовить своих учеников к поискам путей к достижению счастья. Нравственное воспитание молодежи ставил на первое место, т. к. оно в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства |
32
Биографические сведения и основные работы
Обучение
Воспитание
Цели и методы воспитания
премудрости, Гражданская политика, Большая книга музыки, Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур, Трактат о достижении счастья, трактаты о логике и философии.
Большой интерес представляют труды ученого по психологии, этике и эстетике.
ственного письма.
Теоретическим вещам следует обучать методом убеждения, а многие из теоретических (знаний) воспринимаются путем соображения (сочетания слова и наглядности). «Кто противится усвоению теоретических знаний, которые они начали приобретать», следует применять принуждение.
Широко следует применять при обучении наблюдение и опыт.
Чтобы не нарушать принцип системности, надо «ограничивать свои занятия одной наукой».
Науку и разум считал основными средствами изучения бытия. «Упражнять мысль посредством трудности поиска» (создавая трудности и обучая их преодолению). «Понимать лучше, чем учить наизусть».
овладения ремеслом и науками.
Значительную роль в воспитании отводил музыке, выделяя три ее вида:
-
— произво дит удоволь ствие;
-
— выража ет и вызыва ет страсти;
-
— обраща ется к воображе нию.
В духовном, умственном воспитании важное значение придавал овладению такими «воспитательными науками», как арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Отождествление главы государства и учителя.
и счастья. Нравственные качества личности формируются под воздействием среды и воспитания. Формированию добродетельного человека противостоят 4 порока: невежество, безнравственность, переменчивость, заблуждение.
Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человек должен познать самого себя.
Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Первостепенное значение придает привитию устойчивых нравственных привычек, вырабатываемых многократными упражнениями.
Отрицал врожденность
этических качеств и признавал индивидуальные различия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы».
Признавал религию, но не ставил ислам выше других религий и считал,что религия должна служить средством для достижения счастья.
Призывал в воспитании к соблюдению меры: «уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации.
33
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения