logo

Иоанн златоуст (около 347-407)

Блестящий стилист, талантливый проповедник, незаурядная личность.

О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставле­нии, Слово о воспитании детей и др.

30

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430)

Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ.

О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении огшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж

хологии ребенка, его внутреннему миру.

Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для уче­ника.

Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос-питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неиз­менной Священной истины.

У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты-вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священ­ной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заин­тересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож-кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика.

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ВОСТОК

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУНАСЫР МУХАММЕДА АЛЬ-ФАРАБИ (873-950)

«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Вос­тока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гума­нист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания.

Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогичес­ком и образовательном деле.

Биографичес­кие сведения и основные работы

Обучение

Воспитание

Цели и методы воспитания

Знал многие языки.Крайне отрицательно относился к софистам. Как подлин­ный гуманист не признавал национальные предрассудки и преграды, подчеркивал интернацио­нальный характер науки.

Основные работы:

Слова о классифика­ции наук, Жемчужина

Обучение—это

усвоение посред­ством учения основ наук, теоретического знания, «это наделение теорети-ческими добродете­лями народов и городов».

Обучение должно начинаться с усвоения простых свойств материи и завершаться изучением проблем метафи­зики.

Определенное место отводил обучению кал­лиграфии— навыкам художе-

Воспита­ние — «это способ наделения народов этическими добродете­лями— искусством, основанном на знании»; это деятель­ность учителя, направлен­ная на выработку у молодых людей нравствен­ных норм и практических навыков

Использование двух педаго­гических методов при воспитании:

1. «Мягкий» (если воспитуемые проявля­ют желание к изучению науки и ремесла).

2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание).

Цель учителя, использую­щего эти методы, — подго­товить своих учеников к поискам путей к достижению счастья.

Нравственное воспитание молодежи ставил на первое место, т. к. оно в значитель­ной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства

32

Биографичес­кие сведения и основные работы

Обучение

Воспитание

Цели и методы воспитания

премудрости, Гражданская политика, Большая книга музыки, Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонко­стях геомет­рических фигур, Трактат о достижении счастья, трактаты о логике и философии.

Большой интерес представляют труды ученого по психоло­гии, этике и эстетике.

ственного пись­ма.

Теоретическим вещам следует обучать методом убеждения, а многие из теоре­тических (знаний) воспринимаются путем соображе­ния (сочетания слова и наглядно­сти). «Кто проти­вится усвоению теоретических знаний, которые они начали при­обретать», сле­дует применять принуждение.

Широко следует применять при обучении наблю­дение и опыт.

Чтобы не нару­шать принцип системности, надо «ограничи­вать свои занятия одной наукой».

Науку и разум считал основны­ми средствами изучения бытия. «Упражнять мысль посред­ством трудности поиска» (созда­вая трудности и обучая их преодо­лению). «Пони­мать лучше, чем учить наизусть».

овладения ремеслом и науками.

Значитель­ную роль в воспитании отводил музыке, выделяя три ее вида:

  1. — произво­ дит удоволь­ ствие;

  2. — выража­ ет и вызыва­ ет страсти;

  3. — обраща­ ется к воображе­ нию.

В духовном, умственном воспитании важное значение придавал овладению такими «воспита­тельными науками», как арифме­тика, геомет­рия, астро­номия и музыка. Отождеств­ление главы государства и учителя.

и счастья. Нравственные качества личности формиру­ются под воздействием среды и воспитания. Фор­мированию добродетельного человека противостоят 4 порока: невежество, безнравственность, пере­менчивость, заблуждение.

Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человек должен познать самого себя.

Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Первостепенное значение придает привитию устойчи­вых нравственных привычек, вырабатываемых много­кратными упражнениями.

Отрицал врожденность

этических качеств и призна­вал индивидуальные разли­чия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы».

Признавал религию, но не ставил ислам выше других религий и считал,что религия должна служить средством для достижения счастья.

Призывал в воспитании к соблюдению меры: «уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации.

33