logo

Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.

У восточных славян воспитание осуществлялось в процессе включения детей в различные виды деятельности. Семейное воспитание:

Мальчики

Девочки

• Обучение в возрастной группе отроков.

Помощь отцам в мужских работах (с/х, земледелие, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т. к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в муж­скую половину семьи.

Осваивали дома женские работы. Пряли, ткали, ле­пили горшки.

В VII в. Дружинников воспитывали с 12 лет, жили в спец. домах — гридницах. Это была единственная известная институализированная форма воспи­тания.

С VIIX вв. Ремесленное ученичество, т. к. общественное разделение труда привело к отделению ремесла от земледелия.

В VIIVIII вв. Дети племенной знати отдавались до 7—8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или зависимую — аталычество.

В VIIX вв. Воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и оп­ределялось общественным разделением труда.

В XXIII вв. Древнерусская педагогика зарождалась при взаимодействии двух куль­тур: языческой культуры восточных славян и христианской, книжной.

Особенностью пед. мысли домонгольского периода является понима­ние человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом.

56

Воспитательный религиозный идеал — надо воспитывать человека мыс­лящего, добродетельного, милосердного, совестливого, способного к по­стижению прекрасного, стремящегося личным участием совершенство­вать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало. Роди­на — высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением человека к праведной жизни. Исключительное значение приобретают категории личной чести и славы родной Земли. Но патрио­тический характер воспитательного идеала не исключает сочувствия и доброжелательности к др. народам. Это ярко отражено в памятнике древ­нерусской культуры XII в. Слове о полку Игореве.