Вместо заключения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX В. НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.
Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все знания о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, религии.
Природа человека: многофакторный подход к проблеме истоков и движущих сил индивидуального развития.
Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, М.М. Рубинштейн, А.А. Красновский и др.
Создали учение о сензитивности (повышенной чувствительности) отдельных периодов развития ребенка к определенным по содержанию, количеству и качеству воздействиям на него и типологию характеров школьников и юношей. Введенный в науку изобретенный А.Ф. Лазурским естественный эксперимент стал важнейшим вкладом в педагогику. В советское время это направление до 1936 г. развивалось как педология. Наиболее яркими представителями педологии, работы которых получили всемирную известность, были Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Н.М. Щелова-нов, Е.А. Аркин, М.П. Денисов, М.Я. Басов и др.
Естественнонаучное течение
Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую базу педагогики, сопряженная с игнорированием общественных наук.
Человек как биологический феномен.
Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к тотальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее психологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).
Представители: А, Бине, Т. Симон, В. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торн-дайк, Ч. Спирмен, Д.М. Болдуин, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд, Н.П. Гундобин, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Б.Ч. Чиж, Г.И. Челпанов, В.П. Вахтеров и др.
169
Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение интеллекта в широкую практику образования, оказали сильное влияние на развитие экспериментальной педагогики.
Естественнонаучное течение внесло положительный вклад в дифференциацию и интеграцию педагогического знания, в создание опытной базы педагогики как науки.
Социологическое течение
Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание как на ее источник.
Человек как продукт среды.
Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.
Считали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад в развитие теории содержания общего и специального образования. Это направление в педагогике способствовало расширению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического знания: социологии образования, сравнительной педагогики и др.
Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочисленные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личности в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей социологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось.
Философское и «опытническое» течение
Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.
Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывается в процессе жизнедеятельности.
Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др.
Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы, интуиция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскрытия заложенных в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде.
Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практикой воспитания и обучения.
Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выд-
170
вигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия.
Человек как носитель образа Божия.
Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.
Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надлежащее свое осмысление педагогика может найти только на почве религии.
Это направление в России уходит корнями в идеологию поздних славянофилов и Ф.М. Достоевского, которые усматривали в русском религиозно-психологическом типе залог спасения и величия русского народа.
Сторонники этого направления исходили из понимания целостности человека, самобытности личности (в духе христианского «персонализма»), развивали учение о супернатурализме как сверхнаучной тайне жизни, идею примата нравственной сферы и идею общинных корней индивидуальности.
Религиозная философия вскрыла глубинные психологические пласты человеческого отношения с миром в рамках содержательно богатых антропологических концепций.
Тоталитарное течение
Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья.
Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воздействия.
Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.
Цель разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась классовая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс.
{по материалам Б.М. Бим-Бада)
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения