logo

Основы православной педагогики

Идеал христианской педагогики — БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС.

Воспитание человека важнее, чем его образование: воспитание готовит гушу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка Е жизни временной, к жизни на Земле.

Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таин­ства: крещение, миропомазание, причащение.

Цель — воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли.

Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злые». Про-" ждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начи­нает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться и, с другой сторо­ны, тиранически влиять на волю. Синкретическая гармония сердца, ума ■ воли в ребенке начинает разрушаться.

Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка необхо­димо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспита-ле веры, надежды и любви.

Воспитание «страха Божия». «Страх Божий есть начала всякой премуд­рости» (Притча 1,7).

Воспитание послушания. Борьба со своеволием, баловством и каприза­ми. «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют «началом воспитания». Послушание должно быть свободным, ■. не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе поте-рять любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. По­слушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку.

Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз это зародыш сердеч­ной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».

ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ...............................................

Главный для христианства принцип — принцип свободы, из которого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свобо­ды человека перед Богом. Высший акт веры может быть только сво­бодным волеизъявлением человека.

59

Значение личности в христианстве и в христианском воспитании: хрис­тианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепен­ного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни.