logo

Советы екатерины II

О здоровье: не надо останавливать мальчиков, если они хотят купаться, пусть бегают и валяются на траве сколько душе угодно; приучайте, чтобы во избежание простуды часто ноги мыли в холодной воде в любое время года; запрещала перекармливать детей и баловать их лакомствами. Летом Екатерина вместо завтрака рекомендовала давать ягоды или фрукты.

113

Об упрямстве: кто не слушается — тот болен, и болезнь не кончится, пока у ребенка не вернется здравый рассудок, то есть послушание и покорность. Поэтому нельзя потакать неразумным желаниям детей, и если детям в чем отказали, чтоб ни криком, ни плачем они не могли этого добиться. Давать просимое только, когда попросят ласково и со смирением.

О лжи и обмане: считала их неприличными и рекомендовала в случае их обнаружения выказывать удивление, проявлять к обманщику холод­ность и презрение, пока не уймется. При повторении обмана следует стыдить лгуна и наказывать страхом всеобщего осмеяния.

Об играх: детские игры — не просто игры, а необходимые упражнения для детей, «в игре, не принуждая, наставить можно, а принужденно их учить не должно и не здорово».

В конце XVIII и в самом начале XIX столетия педагогическая система Екатерины II была объявлена всесовершенной и безошибочной.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.

1 этап: первая четверть — создание первых светских школ, дававших практические знания.

2 этап: 1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянс­ких учебных заведений, формирование системы дворянско­го образования. Борьба Ломоносова за общенародное обра­зование, за создание университета.

3 этап: 1766—1782 гг. — развитие просветительских пед. идей, возрастание роли университета.

4 этап: 1782—1786 гг. — школьная реформа, первая по­пытка создания гос. системы народного образования.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ШКОЛ (при Петре I)

  1. Государственность школ.

  2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.

  3. Преобладание в учебных планах математики, навига­ ционных и морских наук.

  4. Принудительность обучения и суровый режим.

115

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVIII В.