Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
ПЬЕР АБЕЛЯР (1079—1142). Основоположник диалектической схоластики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, прошел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, философ-схоласт, богослов.
Сочинение: Да и нет.
Стремился обосновать религиозные догматы на основе разума. Настаивал на изучении наследия прошлого.
Основная форма общения и обучения — беседы во время прогулок и диспуты.
Главный ответчик — учитель, ученики учатся на его ответах.
Сомнение в формах диалога позволяло ученикам задавать учителю любые вопросы. От учителя требовалось терпение в общении.
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1097—1141). Ученый мистик.
Сочинения: Описание карты мира, О грамматике, Дидаскаликон и др.
Дидактическая цель — увязать смысл жизни человека и его природы
смыслом обучения вообще.
Взаимоотношения учитель — ученик предполагали в определенных рамках свободные формы мышления, размышления и созерцания.
Требуемые качества ученика: природные способности, усердие и бла-щравие. Благонравие — это смирение, проявляющееся в отсутствии вы-
сокомерия и стремлении к постоянному познанию. Такими же качества-жен обладать и учитель.
ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 — ок. 1264). Энциклопедист, монах.
Педагогический трактат: О наставлении детей знатных граждан. Ученик должен смиренно подчинять себя учителю, но делать это осознанно и с радостью: «кто не умеет подчиняться, тот не умеет уп-равлять».
Наставник должен иметь «честный нрав и быть смиренным в настав-рши». Уважительные взаимные отношения не исключают наказаний, принимаемых добровольно и с пониманием их пользы.
ЖАН ЖЕРСОН (1363—1429). Канцлер Парижского ун-та, богослов, ос-ггель соборного движения.
Подготовил реформу университетов, направленную на исправление нра-:ентов (отмена грубых праздников, ряда привилегий) и преподава-
-
Выродившуюся схоластику пытался заменить курсом мистики — как личного опыта богообщения, как соединение с Богом через лю-: «Лучше любить, чем знать». Чрезвычайно высоко ставил роль учите-ля, его личного примера.
Отвергал как стили воспитания озлобление и жестокость. Ученик дол-жен учиться по собственному побуждению, а не под нажимом: «приятно поддерживаемый похвалой, чем стесняемый какой-то грубой тиранией». Против грубых физических наказаний.
43
ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке.
Церковные | Светское образование | Универси- | Обучение горожан и |
школы |
| теты | селян |
• монастырские — внеш- | Цель воспитания старшего сына феодала — воспита- | Возникли в | Цеховые школы — для |
ние (для мирян) и внутрен- | ние рыцаря: до 7лет — в семье; до 14 лет — в | конце XII в. | детей ремесленников. |
ние; | замке сюзерена в роли пажа на женской половине; | Факультеты: | Образовательный |
• кафедральные; | с 14 лет — оруженосец сюзерена; | • подгото- | путь: мастер, подмас- |
•приходские. | с 21 года — рыцарь. | вительный | терье, ученик. |
Срок обучения не устанав- | • Содержание «семи рыцарских добродетелей»: | (артисти- | Для включения подмас- |
ливался, возраст—тоже. | верховая езда, плаванье, фехтование, охота, | ческий) — | терья в число полноп- |
Социальное положение: | шахматы, владение копьем, мечом, щитом; | «7 сво- | равных мастеров он |
сначала учениками были | умение слагать и петь стихи. | бодных | должен был: изготовить |
дети духовенства, потом — | В условиях распада большинства государств Зап. | искусств», | «шедевр» (образцовую |
все остальные. | Европы на множество враждебных феодальных | 6—7 лет, | работу), сдать устный |
Метод — механическое | владений военная подготовка рыцаря приобретала | магистр; | экзамен; уплатить |
запоминание. | важнейшее практическое значение. | • бого- | взнос за прием в цех, |
Содержание: | Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа — | словский — | устроить угощение для |
— чтение молитв; | Богу, сердце — даме. Отсюда воспитание дворя- | 5—6 лет, | членов цеха, совершить |
— церковное пение; | нина: основы любви, войны и религии. | доктор наук; | пешком образователь- |
— письмо. | Начала любви: вежливость, доброта, великоду- | • юриди- | ное путешествие. |
В монастырской школе | шие, этикет, витиеватая речь, воздержанность | ческий — | Гильдейские школы — |
повышенного типа — | отгнева, лени,чревоугодия. | 5—6 лет, | для детей купцов. |
«7 свободных искусств». | Умственное воспитание было ничтожным. | доктор наук; | Позже эти школы |
Высшая кафедральная (или | Религиозное — с самого начала пребывания в | • медицин- | превратились в на- |
соборная)— | замке сюзерена. | ский — 5—6 | чальные городские |
«7 свободных искусств» + | На последней стадии развития рыцарства были введе- | лет, доктор | школы, содержавшие- |
древняя философия, | ны в подготовку рыцаря начала экономики, детей отда- | наук. | ся магистратами. |
богословие, позже введены: | вали на выучку ремесленникам, учили читать и писать. | Вид заня- | На селе: приходские |
астрономия, медицина. | Для следующего сына: семья —> монастырская шко- | тий: | школы и раннее |
Идеал монашества: | ла —> уход в священнослужители или университет. | • лекции, | включение в трудо- |
целомудрие, бедность, | Женское воспитание: в семье —»монастырские шко | диспуты. | вую деятельность. |
послушание. | лы -4 возвращение в семью или уход в монахини. |
|
|
СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
РЕКТОР
- избирался профессорами и студентами, иногда эту должность занимал студент
КОЛЛЕГИЯ ОБЩЕЖИТИЕ Бурса — студенческая квартира, содержащаяся под надзором одного из магистров
ДЕКАНЫ
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СУД
ФАКУЛЬТЕТЫ (срок обучения 5-7 лет)
богословский )4 медицинский > юридический ч
артистический —
преподавалось «7сво-
бодных искусств». Факультет был подготовительным и обще-образова тельным
Методы обучения — лекции, диспуты
Изучив грамматику, риторику, диалектику, студент получал степень бакалавра искусств. По изучении полного курса философии и других предметов давалась степень магистра и студент переходил на специальный курс (факультет)
45
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения