logo

Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию».

Этапы жизни и основные работы

Основополагающие идеи

Содержание воспитания

Методы обучения и воспитания

Закончил Оксфорд, где впоследствии преподавал.

Был наставни­ком детей в дворянских семьях.

Сторонник конституцион­ной монархии, представитель новой буржуа­зии. Разрабо­танная им система воспитания джентльмена проникнута духом прагма­тизма и рационализ­ма.

Работы:

Мысли о

Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта.

У человека нет врож­денных идей. Он

рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

Цель — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении.

Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.

Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудо­вое воспитание.

Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработке мужества и настойчи­вости. Укрепление здоровья, свежий воздух, про­стая пища, закаливание, строгий режим, упражне­ния, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться раз­витию характера. Формирование образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирова­ние любви и почтения к Богу как высшему суще­ству.

Нравственное воспитание — воспитывать способ­ность отказывать себе в удовольствиях, идти напе­рекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума.

Выработка изящных манер, навыков галантного по­ведения.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотв­ращает возможность вредной праздности.

Главными воспита­тельными средствами

являются:

пример, — среда.

Устойчивые положи­тельные привычки

воспитываются

ласковыми словами, — кротким внушением.

Физические наказа­ния применяются только в исключитель­ных случаях дерзкого и систематического неповиновения.

Развитие воли происхо­дит через умение переносить трудно­сти, чему способствуют физ. упражнения и закаливание.

Обучение и воспита­ние народа

Продолжение таблицы

Этапы жизни и основные работы

Основополагающие идеи

Содержание воспитания

Методы обучения и воспитания

воспитании; Об управлении разумом.

Ребенок получает образо­вание дома, т. к. в школе собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого состо­яния».

Укрепление роли незави­симых пед. учреждений — отделение от церкви. Обучение на родном языке.

Все составляющие воспитания должны быть взаи­мосвязаны.

Содержание обучения

Чтение, письмо, рисование, география, этика, ис­тория, законоведение, натурфилософия, хроноло­гия, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астроно­мия, фехтование, верховая езда, танцы.

Характерная особенность пед. теории — утилита­ризм — каждый предмет должен готовить к жиз­ни.

Основной дидактический принцип:

в обучении опираться на интерес и любознатель­ность детей.

Дети рабочих — бремя на обществе. Их с 3 до 14 лет направлять в рабочие школы, где они будут питаться только хлебом досыта и отрабатывать эту пищу своим трудом. Детей из школы удобно водить в церковь под надзором учителей.

ДЖОН БЕЛЛЕРС (1654-1725), английский экономист, социальный реформатор, утопист