logo

Система образовательных учреждений

иезуитские коллегии

семинарии

академии

младшее отделение

классы:

грамматические (младший, средний,

старший)

гуманитарный

риторический (2 года)

содержание обучения:

«7 свободных искусств»

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КЛАСС:

•диалектика + богословие

ГУМАНИТАРНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КЛАСС:

начала географии, исто­рии, археологии, приро­доведения

старшее отделение

высш. типа: • 3 года — подготовка в объеме артистичес­кого (подготовитель­ного) факультета уни­верситета

I

подготовка:

Образование учителей

  1. года — совершенствова­ ние полученных знаний и навыков, спец. проверка в ходе новициата

  2. года — изучение филосо­ фии

2 года — пед. практика под руководством опытных на­ставников, ведение пед. дневника

4 года — изучение теоло­ гии, совершенствование в светских науках

Примечание: началь­ным образованием иезуиты занимались только в усло­виях миссионерской дея­тельности в колониях.

Вся организация и деятельность учебных заведений регламентирова­лась Уставом 1599 г. Изменения внесены только в 1832 г. К началу XVIII в. насчитывалось около 8000 иезуитских учебных заведений, в том числе свыше 20 университетов.

Обучение в учебных заведениях иезуитов было очень престижно. Во многих странах и в конце XX в. — нач. XXI в. иезуиты оказывают влияние на систему образования, готовят преподавателей, преподают в универси­тетах и католических школах.

54

ПЕДАГОГИКА ИЕЗУИТОВ построена на прагматических основах

Обучение

Воспитание

■ Организована как классно-урочная система при жесткой регламентации деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещенности классов).

■Упражнения и регулярные повторе­ния (в начале нового учебного дня, в субботу, в последние месяцы учебно­го года).

Отработана методика лекции, которая приобрела характер устного последо­вательного изложения учебного мате­риала в несколько приемов: полное из­ложение —> анализ содержания лекции по частям -> дополнение историчес­кими и др. справками -»стилистичес­кий анализ первоисточников.

3 философии ведущее место отво­дилось Аристотелю и Фоме Аквинско-му. Все античные авторы подгонялись < целям иезуитского воспитания, гума­нистическое содержание античной культуры выхолащивалось.

Важное место отводилось светскому вос­питанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, под­держивать разговор на любую тему, завое­вывать доверие собеседника. Иногда в кол­легиях обучали верховой езде, танцам, пе­нию, фехтованию.

Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклоннос­тей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики.

Достигалось прежде всего жесткой всесторонней регламентацией вос­питательного и образовательного процессов, внедрением взаимного над­зора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзи­равших за поведением в классах, взаимные разборки поведения на собра­ниях, система доносительства.

55

V

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С ДРЕВНОСТИ ПО XVII В.