logo

Овид декроли (1871-1932)

Бельгийский педагог, психолог и врач.

Родился 23 июля 1871 г. в городе Рене в Бельгии. 1901 г. — закончил институт в окрестностях Брюсселя. Открыл «Институт для умственно от­сталых детей». 1907 г. — создал для нормальных детей «Школу жизни через жизнь». Сторонник «нового воспитания».

1914 г. — становится профессором.

Школа — вне политики — надклассовая.

Основная цель воспитания — к жизни, для жизни, через жизнь.

«Воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребенка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни».

Центр педагогического процесса — ребенок, его внутренний мир, по­требности, интересы, способности. Ребенку важнее всего знать самого себя, как у него все устроено, как работают его органы, каково их назва­ние... почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость, почему он боится или сердится, какие у него недостатки и качества. Отсюда — принцип концентрации программы школы вокруг центров интересов: «Ребе­нок и его организм», «Ребенок и Вселенная» и т. д. Логической осью его обучения является ребенок, его внутренний мир.

Педагог в роли помощника и консультанта.

Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Игра, по Декроли, — радостная творческая деятельность.

Для развития мышления предложил систему классификации и коллекци­онирования.

Выступал против:

Психология рисования; Несколько соображений о психологии и гигиене чте­ния; Школа и воспитание.

Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому все сходится, от | которого все расходится.

145

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Р. Штейнер считал,что самоуправляе­мая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом. Фунда­мент такой школы — внутренние законы и условия разви­тия человека.

Воспитание без религии

является неполным — естьуроки религии.

Раннее введе­ние иностран­ных языков.

Введение проф. подготовки в школах.

Учитель должен иметь спец. подготовку на основе антропо­софии.

Рудольф Ште(а)йнер (1861 —1925) — теоретик и орга­низатор вальдорфских школ. Разработал методы по­знания духовного мира человека и на их основе свое философское учение — антропософию. В эвритмии (но­вый вид искусства) дети выражают в худ. движении силы языка и музыки.

Школа с единым 12-летним образовательным процес­сом для всех детей вне зависимости от соц. положения, пола, вероисповедания.

В организации В. школы заложено основание для сотруд­ничества учителей, родителей, старшеклассников в раз­личных органах самоуправления школы. Коллегиальное ру­ководство школой реализуется на еженедельных конферен­циях педагогической, административно-организационной и внутренней части, в которых равноправно участвуют все учи­теля. Директора в такой школе нет. Общий статус учителя без каких-либо рангов и привилегий выражается в одинако­вой зарплате.

Большинство В. школ устраивают для родителей общешкольные и классные вечера и доклады по различным темам.

Учебный план учитывает возрастные особенности детей, поэтому детей никогда не оставляют на 2-й год. Каждое до­стижение уч-ся поддерживается. Вместо отметок — свиде­тельства-характеристики.

В. педагогика выделяет 3 фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами вос-пит. 1 эпоха — до 7 лет — основная форма научения — косвенное подражание, без принуждения. Элементарный труд, развитие речи, занятия искусством.

  1. эпоха — от 7 до 14 лет (1—8 г. обуч.). Один учитель. Образное преподавание, занятия искусством и трудом.

  2. эпоха — после 14 лет (9—12 г. обуч.) тщательное изуче­ ние материала, наблюдения, эксперименты. Любое препо­ давание должно учить жизни.

ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)

Годы жизни

Педагогические идеи и принципы

Произведения

Направление в педагогике

Родился в Варшаве в семье юриста. 1898 г. - окончил русскую гимназию и поступил в Варшавский университет на медицинский фак-т. 1904 г. - работает в одной из детских больниц.

1912 г. - директор «Дома сирот». 1914 г. - ординатор полевого госпиталя русской армии. 1918 г. - возвращается в Варшаву, руководит «Домом сирот», преподает в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, выступает как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничает в журналах и т. п. 1942 г. - погибает вместе с воспитанниками в концлагере.

Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность

детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет -

есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,

иными влечениями, иной игрой чувств».

Детство - фундамент жизни.

Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и

признание за ним права «быть тем, что он есть».

Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи

субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не

существует».

Необходимость точного индивидуального подхода.

Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или

коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви,

уважения.

Принципы воспитания

Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагоги­ка.

Худ. произведения для детей и о детях:

Король Матиуш!, Король Матиуш на безлюдном острове; Банкротство юного Джека; Когда я снова стану маленьким; Кайтусь-волшебник; Упрямый мальчик и т. д.

Гуманистическое

Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.

Цель - полное, свободное и гармонич­ное развитие внутрен­них сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конфор­мизма и эгоцентризма.

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Первое, непостижимое право ребенка высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассужде­ниях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Все, что достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.

СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ (1896-1966)

«Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непос- редственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее».

Педагогические установки

Основные этапы воспитания

Принципы воспитания

на этих этапах

Основные работы:

Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.

Во главу угла ставит:

а) здоровье ребенка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию;

б) создание благоприятной среды;

в) оборудование и технические средства.

Общие задачи воспитания:

До 2 лет воспитание в семье.

«От становления личности на на­чальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в ин­дивидуальном, социальном, об­щечеловеческом плане последу­ющих стадий развития ребенка».

Условия, необходимые для воспитания в семье:

  1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда;

  2. особая забота о беременных женщинах;

  3. создание необходимых усло­ вий для новорожденного.

От 2 до 4 лет «Детский запо­ведник».

«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания на­ощупь».

«Все это должен сделать воспи­татель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.

С 4 до 7 лет детский сад.

«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необ­ходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспита­тельной деятельности в соответ-

148

Педагогические установки

Основные этапы воспитания Принципы воспитания на этих этапах

—воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства.

Стимулирование: — любознательности как первой ступени позна­ния; — трудовой активности как обеспечивающей ус­воение всех необходимых знаний; — индивидуальной и моральной ответственнос­ти.

Большое место в жизни школы отводил самоуп­равлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.

Четкое планирование учебного процесса:

Учитель — общий план работы на год и по меся­цам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неде­лю: записывает работу, которой хочет занимать­ся, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индиви­дуальных достижений и их ценности.

ствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».

С 7 до 14 лет начальная шко­ла.

Индивидуальная работа с карто­текой, исследования, наблюде­ние, рефераты, формы художе­ственной экспрессии — рисова­ние, пение, музыка, театр, при­кладное искусство. Воспитание осуществляется не­разрывно с природой. «Помещение нашей школы долж­но стать мастерской, осуществ­лять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».

ш «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уваже-J ние учителя и ученика является одним из главных условий обновления

ш ШКОЛЫ».

IX

ФИЛОСОФСКО-

И РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Направле-

Представите-

Базовые

Цели и задачи образования

ния

ли

ценности

и воспитания

Социаль-

П.П. Блонский,

Вера в возмож-

Развитие творческого теоре-

но-рацио-

Л.С. Выготский,

ность переустрой-

тического мышления, спо-

налисти-

А.В.Луначарс-

ства мира с

собности к культурному

ческое

кий

помощью знаний,

диалогу, воспитание актив-

в разумные

ных и инициативных людей.

идеалы и обще-

ственную справед-

ливость.

Свободное

Л.Н.Толстой,

Свобода личности

Формирование свободной

воспи-

К.Н. Вентцель

и возможность

творческой нравственности,

тание

(до начала

построения

достижение самоактуализа-

20-х гг.)

воспитания,

ции и самореализации

«вытекающего из

личности.

природы того, кого

мы воспитываем».

Космичес-

К.Н. Вентцель

Вера в планетар-

Формирование глобального

кая нена-

(с начала

ное единство

мышления, способности к

сильст-

20-х гг.),

человечества,

постановке и решению

венная

Н.К. Рерих

солидарность

общечеловеческих проблем,

педаго-

народов и диалог

понимания себя как активной

гика

культур, в косми-

частицы мироздания, спо-

ческую гармонию.

собной к ненасильственному

решению проблем.

Культурно-

К.Д. Ушинский,

Человек и культу-

Развитие личности с нацио-

антрополо-

П.Ф. Каптерев,

ра.

нальной ментальностью,

гическое

М.М.Рубин-

обогащенной опытом и

штейн,

культурой своего народа.

СИ. Гессен

150

Направ-

Представите-

Базовые

Цели и задачи образования

ления

ли

ценности

и воспитания

Христи-

В.С.Соловьев,

Свобода личности.

Формирование личности,

анско-

В.В.Зеньковс-

Бог как абсолют-

глубоко принимающей веру в

антропо-

кий,

ный источник

Бога и способной выполнить

логичес-

В.В.Розанов,

истины, творче-

предназначенное ей свыше,

кое

НА Бердяев,

ство.

патриотичной и готовой на

П.А.Флоренский

самопожертвование ради

веры и Отечества.

Социаль-

Н.К. Крупская,

Построение

Воспитание нового человека,

но-ре-

А.С. Макаренко,

коммунизма.

живущего интересами всего

форма-

СТ. Шацкий

общества, всесторонне

торское

(во второй поло-

гармонически развитого,

вине 20-х гг.),

активного строителя комму-

В.Н.Шульгин

низма.

Техно-

А.К. Гастев,

Гармония общей

Политехническое образова-

крати-

Г.Ф. Гринько

пользы и индиви-

ние, подготовка компетент-

ческое

дуальных прагма-

ного работника, способного

тических потреб-

удовлетворять текущим

ностей личности.

социальным потребностям.

СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887-1950), рассматривал педагогику как прикладную философию