Овид декроли (1871-1932)
Бельгийский педагог, психолог и врач.
Родился 23 июля 1871 г. в городе Рене в Бельгии. 1901 г. — закончил институт в окрестностях Брюсселя. Открыл «Институт для умственно отсталых детей». 1907 г. — создал для нормальных детей «Школу жизни через жизнь». Сторонник «нового воспитания».
1914 г. — становится профессором.
Школа — вне политики — надклассовая.
Основная цель воспитания — к жизни, для жизни, через жизнь.
«Воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребенка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни».
Центр педагогического процесса — ребенок, его внутренний мир, потребности, интересы, способности. Ребенку важнее всего знать самого себя, как у него все устроено, как работают его органы, каково их название... почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость, почему он боится или сердится, какие у него недостатки и качества. Отсюда — принцип концентрации программы школы вокруг центров интересов: «Ребенок и его организм», «Ребенок и Вселенная» и т. д. Логической осью его обучения является ребенок, его внутренний мир.
Педагог в роли помощника и консультанта.
Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Игра, по Декроли, — радостная творческая деятельность.
Для развития мышления предложил систему классификации и коллекционирования.
Выступал против:
-
формализма в обучении и воспитании;
-
оторванности школы от жизни;
-
зубрежки;
-
игнорирования интересов детей. Труды:
Психология рисования; Несколько соображений о психологии и гигиене чтения; Школа и воспитание.
Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в ■ одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится, от | которого все расходится.
145
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Р. Штейнер считал,что самоуправляемая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом. Фундамент такой школы — внутренние законы и условия развития человека.
Воспитание без религии
является неполным — естьуроки религии.
Раннее введение иностранных языков.
Введение проф. подготовки в школах.
Учитель должен иметь спец. подготовку на основе антропософии.
Рудольф Ште(а)йнер (1861 —1925) — теоретик и организатор вальдорфских школ. Разработал методы познания духовного мира человека и на их основе свое философское учение — антропософию. В эвритмии (новый вид искусства) дети выражают в худ. движении силы языка и музыки.
Школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей вне зависимости от соц. положения, пола, вероисповедания.
В организации В. школы заложено основание для сотрудничества учителей, родителей, старшеклассников в различных органах самоуправления школы. Коллегиальное руководство школой реализуется на еженедельных конференциях педагогической, административно-организационной и внутренней части, в которых равноправно участвуют все учителя. Директора в такой школе нет. Общий статус учителя без каких-либо рангов и привилегий выражается в одинаковой зарплате.
Большинство В. школ устраивают для родителей общешкольные и классные вечера и доклады по различным темам.
Учебный план учитывает возрастные особенности детей, поэтому детей никогда не оставляют на 2-й год. Каждое достижение уч-ся поддерживается. Вместо отметок — свидетельства-характеристики.
В. педагогика выделяет 3 фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами вос-пит. 1 эпоха — до 7 лет — основная форма научения — косвенное подражание, без принуждения. Элементарный труд, развитие речи, занятия искусством.
-
эпоха — от 7 до 14 лет (1—8 г. обуч.). Один учитель. Образное преподавание, занятия искусством и трудом.
-
эпоха — после 14 лет (9—12 г. обуч.) тщательное изуче ние материала, наблюдения, эксперименты. Любое препо давание должно учить жизни.
ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)
Годы жизни
Педагогические идеи и принципы
Произведения
Направление в педагогике
Родился в Варшаве в семье юриста. 1898 г. - окончил русскую гимназию и поступил в Варшавский университет на медицинский фак-т. 1904 г. - работает в одной из детских больниц.
1912 г. - директор «Дома сирот». 1914 г. - ординатор полевого госпиталя русской армии. 1918 г. - возвращается в Варшаву, руководит «Домом сирот», преподает в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, выступает как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничает в журналах и т. п. 1942 г. - погибает вместе с воспитанниками в концлагере.
Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность
детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет -
есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,
иными влечениями, иной игрой чувств».
Детство - фундамент жизни.
Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и
признание за ним права «быть тем, что он есть».
Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи
субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не
существует».
Необходимость точного индивидуального подхода.
Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или
коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви,
уважения.
Принципы воспитания
-
уважения труда познания ребенка;
-
уважения неудач и слез ребенка;
-
уважения собственности ребенка;
-
уважения тяжелой работы роста;
-
уважения самобытности ребенка;
-
паритетности взаимоотношений;
-
безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»);
-
ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);
-
безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку;
-
безусловной любви воспитателя к воспитаннику.
Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика.
Худ. произведения для детей и о детях:
Король Матиуш!, Король Матиуш на безлюдном острове; Банкротство юного Джека; Когда я снова стану маленьким; Кайтусь-волшебник; Упрямый мальчик и т. д.
Гуманистическое
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Все, что достигают дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ (1896-1966)
«Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непос- ■ редственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее».
Педагогические установки
Основные этапы воспитания
Принципы воспитания
на этих этапах
Основные работы:
Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.
-
«Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое бу дет служить ему и которому он сам будет слу жить».
-
«Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».
-
Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой облас ти.
-
«Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной шко лы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».
-
«Разумная дисциплина — результат органи зованного труда». Исчезнет показная дисцип лина.
-
Народная школа не может существовать без демократического общества.
Во главу угла ставит:
а) здоровье ребенка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию;
б) создание благоприятной среды;
в) оборудование и технические средства.
Общие задачи воспитания:
-
нравственное и гражданское воспитание, при витие любви к труду;
-
развитие сноровки, остроты глаза, любозна тельности, тяги к практической деятельности;
-
развитие практического мышления;
-
обнаружение и культивирование обществен но-полезных склонностей;
До 2 лет — воспитание в семье.
«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».
Условия, необходимые для воспитания в семье:
-
здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда;
-
особая забота о беременных женщинах;
-
создание необходимых усло вий для новорожденного.
От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».
«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».
«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.
С 4 до 7 лет — детский сад.
«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответ-
148
Педагогические установки | Основные этапы воспитания Принципы воспитания на этих этапах |
—воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства. Стимулирование: — любознательности как первой ступени познания; — трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний; — индивидуальной и моральной ответственности. Большое место в жизни школы отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета. Четкое планирование учебного процесса: Учитель — общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индивидуальных достижений и их ценности. | ствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение». С 7 до 14 лет — начальная школа. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд». |
ш «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уваже-J ние учителя и ученика является одним из главных условий обновления
ш ШКОЛЫ».
IX
ФИЛОСОФСКО-
И РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.
НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Направле- | Представите- | Базовые | Цели и задачи образования |
ния | ли | ценности | и воспитания |
Социаль- | П.П. Блонский, | Вера в возмож- | Развитие творческого теоре- |
но-рацио- | Л.С. Выготский, | ность переустрой- | тического мышления, спо- |
налисти- | А.В.Луначарс- | ства мира с | собности к культурному |
ческое | кий | помощью знаний, | диалогу, воспитание актив- |
|
| в разумные | ных и инициативных людей. |
|
| идеалы и обще- |
|
|
| ственную справед- |
|
|
| ливость. |
|
Свободное | Л.Н.Толстой, | Свобода личности | Формирование свободной |
воспи- | К.Н. Вентцель | и возможность | творческой нравственности, |
тание | (до начала | построения | достижение самоактуализа- |
| 20-х гг.) | воспитания, | ции и самореализации |
|
| «вытекающего из | личности. |
|
| природы того, кого |
|
|
| мы воспитываем». |
|
Космичес- | К.Н. Вентцель | Вера в планетар- | Формирование глобального |
кая нена- | (с начала | ное единство | мышления, способности к |
сильст- | 20-х гг.), | человечества, | постановке и решению |
венная | Н.К. Рерих | солидарность | общечеловеческих проблем, |
педаго- |
| народов и диалог | понимания себя как активной |
гика |
| культур, в косми- | частицы мироздания, спо- |
|
| ческую гармонию. | собной к ненасильственному |
|
|
| решению проблем. |
Культурно- | К.Д. Ушинский, | Человек и культу- | Развитие личности с нацио- |
антрополо- | П.Ф. Каптерев, | ра. | нальной ментальностью, |
гическое | М.М.Рубин- |
| обогащенной опытом и |
| штейн, |
| культурой своего народа. |
| СИ. Гессен |
|
|
150
Направ- | Представите- | Базовые | Цели и задачи образования |
ления | ли | ценности | и воспитания |
Христи- | В.С.Соловьев, | Свобода личности. | Формирование личности, |
анско- | В.В.Зеньковс- | Бог как абсолют- | глубоко принимающей веру в |
антропо- | кий, | ный источник | Бога и способной выполнить |
логичес- | В.В.Розанов, | истины, творче- | предназначенное ей свыше, |
кое | НА Бердяев, | ство. | патриотичной и готовой на |
| П.А.Флоренский |
| самопожертвование ради |
|
|
| веры и Отечества. |
Социаль- | Н.К. Крупская, | Построение | Воспитание нового человека, |
но-ре- | А.С. Макаренко, | коммунизма. | живущего интересами всего |
форма- | СТ. Шацкий |
| общества, всесторонне |
торское | (во второй поло- |
| гармонически развитого, |
| вине 20-х гг.), |
| активного строителя комму- |
| В.Н.Шульгин |
| низма. |
Техно- | А.К. Гастев, | Гармония общей | Политехническое образова- |
крати- | Г.Ф. Гринько | пользы и индиви- | ние, подготовка компетент- |
ческое |
| дуальных прагма- | ного работника, способного |
|
| тических потреб- | удовлетворять текущим |
|
| ностей личности. | социальным потребностям. |
СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887-1950), рассматривал педагогику как прикладную философию
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения