Мужество
как преодолеть
опасность
СПРАВЕДЛИВОСТЬ как соблюдать божественные и человеческие законы
Древнегреческий философ-идеалист. Жил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др.
18
Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта.
«Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа.
Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
«Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы).
Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший- путь вел к объективному духу — божественному разуму.
Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям.
ИРОНИЯ
отрицательная часть совместного исследования: обнаружение противоречий в утверждениях противника
МАЙЕВТИКА
положительная
часть, позволяющая
отыскать истину
ИНДУКЦИЯ отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ установление родов и видов и их соотношений
Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали.
-
Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем ■ бесед, спора, полемики, явился источником субъективной диалекти-
-
ки, диалектического способа мышления. ■
19
Демокрит (460—370 гг. до н. э.)
Платон (427—347 гг. до н. э.)
-
На основе своей атомистической теории выдвинул материалистическую концепцию развития личности.
-
Считал, что воспита ние можно получать везде и всегда: «...ночью и днем, на родине и на чужбине».
-
Огромное значение придавал среде, примеру взрослых, воспитанию «довода ми».
-
Считал, что воспита ние — дело рискован ное.
-
При решении вопро сов умственного воспитания руковод ствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощуще ния, истина постига ется разумом, кото рый свои доказатель ства берет из ощуще ний (сенсуалистская теория).
-
Считал необходимым сообразовывать воспитание с приро дой ребенка.
-
Выступал за включе ние труда в воспита ние.
-
Был уверен, что в воспитании без элементов принужде ния не обойтись.
-
Призывал остерегать ся дурного примера и упражняться в нрав ственных поступках.
10. Мудрость дает три
Основные труды: Государство; Законы; Диалоги.
-
На основе своей философии создал первую теорию воспитания, в которой государство является доми нирующим и определяющим фактором.
-
Цель идеального государства (состоящего из 3 раз рядов граждан: философов, воинов, ремесленников и землевладельцев) — приближение к высшей идее блага, осуществляемое воспитанием. Цель воспи тания всегда заключается в подготовке подрастаю щего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Для выполнения этой задачи в государстве разрабо тал четкий институт должностных лиц, занимающих ся воспитанием, со строго очерченными функция ми.
-
Первым попытался определить основные педагоги ческие понятия. Воспитание — воздействие взрослых на детей, формирование в них добродетели; учение — приобретение знаний посредством наук.
-
Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений. Знание есть постиже ние мира идей посредством мира чувств и души.
-
Предложил систему организации общественного воспитания: с 3 до 6 лет — игры под управлением женщин-воспитательниц, 6—12 лет — учеба в государственных школах; 12— 16 лет — физическое воспитание в палестре; 16—18 лет — предвоенная подготовка, 18—20 — военная подготовка в эфебии.
Высшая ступень образования (до 30 лет) — философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
Философское образование для избранных — до 35 лет, для правителей государства — до 50— 60 лет.
-
Впервые представил воспитание маленьких детей в системе.
-
Создал систему музыкально-гимнастического воспитания.
8. К методам воспитания относил игры, чтение, живые устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них.
9. Внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции — все науки надо препо давать «играючи», а не насильно.
10. Считал, что каждому сословию соответствует определенная добродетель:
20
| Продолжение таблицы | |
Демокрит (460—370 гг. до н. э.) | Платон (427—347 гг. до н. э.) |
|
плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. 11. Вопросы умственного воспитания тесно связывает с нравственным воспитанием, считая, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд — основа нравственности. Нравственный человек — мужественный, господствует над собственными страстями, внутренне стремится к добру, не предается праздности, легкомысленному образу жизни. «Мужество уменьшает бедствия». «Порядочный человек не придает значения насмешкам дурных людей». | Мудрость —добродетель правителей и философов — основа разум; Храбрость — добродетель воинов — основа воля; Умеренность — добродетель народа — основа чувства; Справедливость является «надсословной», «державной» добродетелью. 11. Считал, «следует позаботиться о... воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости». 12. Отдельной частью системы воспитания Платона выступает религиозное воспитание, целью которого является дать гражданам некоторые представления о божествах и научить исполнять необходимые культовые функции. 13.0 трудовом воспитании пишет вскользь. Оно должно осуществляться в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии. 14. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей. Основанная им в Афинах школа — Академия, где он преподавал многие годы, просуществовала более 1000 лет. |
|
Взгляды Демокрита и Платона оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.
|
|
|
|
| АРИСТОТЕЛЬ |
|
|
| (384-322 гг. до н.э.) |
| |||
| Краткая биогра- |
| Педагогические идеи | Значение |
|
| фия и основные |
|
|
|
|
| труды |
|
|
|
|
| 384 — родился |
| 1. Развитие высших сторон | 1. Систематизи- |
|
| в греч. колонии |
| души: разумной и волевой. | ровал все |
|
| Стогираво |
| Выработка добродетели: | области знания |
|
| Фракии. |
| такого поведения, при | своего времени. |
|
|
|
| котором человек избегает |
|
|
| 367—347 —жил | Цели и | во всем крайностей. | 2. Создал первую |
|
| в Афинах. | задачи |
| возрастную |
|
| Получил фило- | воспита- | 2. Воспитание деятельной, | периодизацию в |
|
| софское | ния | волевой, самостоятельной | истории педаго- |
|
| образование |
| личности. | гической мысли. |
|
| в Академии |
| Развитие таких необходи- |
|
|
| Платона. |
| мых для рабовладельца | 3. Указал на |
|
|
|
| качеств, как умение держать | особенности |
|
| 343-341 — |
| рабов в повиновении, | каждого возрас- |
|
| воспитатель |
| чувство собственного | та, определив |
|
| сына македонс- |
| достоинства, чести, храбро- | цели, содержа- |
|
| кого царя |
| сти, мужества. | ние и методы |
|
| Александра. |
| Воспитание — средство | воспитания в |
|
|
|
| укрепления гос. строя. | каждый возраст- |
|
| 335—323 — |
| Человек в той мере человек, | ной период. |
|
| основал в |
| в какой он гражданин. |
|
|
| Афинах свою |
|
| 4. Выдвинул |
|
| школу Ликей, |
| 3. Для всех граждан нужно | требование:в |
|
| или школу |
| одинаковое воспитание, а | воспитании |
|
| перипа (прогули- |
| забота о воспитании — дело | следовать за |
|
| вающихся), |
| государства. | природой. |
|
| просуществовав- | Опора |
|
|
|
| шую несколько | воспита- | Природные задатки. | 5. Большое вни- |
|
| столетий. | тельного | Навыки. | мание уделял |
|
|
| процесса | Разум. | воспитанию в |
|
| Основные |
|
| раннем возрас- |
|
| труды: | Три | 3-м видам души (раститель- | те: «Ко всему |
|
| Метафизика | стороны | ная, волевая, разумная) | приучить непос- |
|
| (философия) | воспита- | соответствуют 3 стороны | редственно с |
|
| Органон (логика) | ния | воспитания, тесно между | пеленок». При- |
|
| Политика, |
| собой связанные: а) физи- | чем, воспитание |
|
| Афинская |
| ческое, б) нравственное, | детей до 7 лет — |
|
| политика |
| в) умственное. | лучше в семье. |
|
| (обществ, полит. |
|
|
|
|
| науки) | Зависи- | Все свободнорожденные | 6. Дал общую |
|
| Физика (есте- | мость | граждане получают образо- | характеристику |
|
| ственные науки) | воспита- | вание в гос. школах (едино- | дошкольного |
|
| Этика, Поэтика | ния от | образное воспитание, | возраста, следуя |
|
| (этика и эстети- | социаль- | приучающее к гос. порядку). | принципу |
|
| ка) | ного | Рабы рассматриваются | природообраз- |
|
|
|
|
| ности. |
|
| 22 |
|
|
|
|
|
| Продолжение таблицы |
| |
| Краткая биогра- |
| Педагогические идеи | Значение |
|
| фия и основные |
|
|
|
|
| труды |
|
|
|
|
| Трактат о душе | положе- | только как «говорящие |
|
|
| (психология) | ния | орудия», их удел — физичес- | 7. Исключал |
|
| Пед. вопросам |
| кий труд. | физический |
|
| не посвятил |
|
| труд из системы |
|
| отдельных |
| До 7 лет — семейное воспита- | воспитания. |
|
| работ, но | Возраст- | ние, кормление, закалива- |
|
|
| затрагивал их во | ная | ние, гигиена ребенка, |
|
|
| многих своих | перио- | большое внимание уделяет- |
|
|
| произведениях. | дизация | ся игре. |
|
|
|
|
| С 7 до 14 — посещение гос. |
|
|
|
|
| школы: гимнастика, чтение, |
|
|
|
|
| письмо, грамматика, счет, |
|
|
|
|
| рисование, пение, музыка. |
|
|
|
|
| С 14 до 21 — совмещение |
|
|
|
|
| умственного и физ. воспита- |
|
|
|
|
| ния (развитие сильного, |
|
|
|
|
| красивого, ловкого тела), |
|
|
|
|
| выработка волевого начала. |
|
|
|
|
| Изучаются: литература, |
|
|
|
|
| история, философия, |
|
|
|
| музыка, астрономия, |
|
| |
|
| математика. |
|
| |
| Отноше- | Женщины не должны полу- |
|
| |
ние к об- | чать равного с мужчинами |
|
| ||
| разова- | образования. |
|
| |
| нию жен- |
|
|
| |
| щины |
|
|
| |
|
|
|
|
|
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
СПАРТА
(воспитание осуществляет государство)
Девочки
Мальчики
1
физическое |
| умственное и |
и военное |
| нравственное |
воспитание: |
| воспитание: |
бег, метание |
| пение, чтение, |
копья и диска, |
| счет, письмо |
прыжки |
|
|
До 7 лет — воспитание в семье
с 7 до 18 лет — воспитание
в агеллах. Руководитель
агеллы — педоном
!
I
Физическое |
| Военно-гимнас- |
| Нравственное и |
воспитание: |
| тические упраж- |
| политическое |
[ закалка, привычка |
| нения: |
| воспитание: |
к лишениям |
| бег, прыжки, |
| Беседы полит. |
■ (голод, холод, |
| метание диска и |
| деятелей с |
жажда), умение |
| копья, борьба, |
| молодежью. |
переносить любую |
| рукопашный бой, |
| Развитие лаконич- |
боль |
| пение воен.песен |
| ной речи |
I
24
с 18—20 лет — перевод в группу эфебов и несение военной службы
Цель воспитания — подготовка воинов.
АФИНЫ
Мальчики
Девочки
Школа грамматиста чтение (буквослагательное заучи вание букв по названию) письмо (навощеные таблицы) счет (с помощью пальцев, камеш • ков и счетной доски (абак)
С7до 13—14лет — обучение в школах грамматиста
и кифариста.
Обучение осуществляет
учитель — дидаскал.
Г
С 13—14 лет — переход в палестру (школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание
До 7 лет и далее воспитываются дома.
После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство
Школа кифариста
литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декламация
Гимнасий
(для наиболее обеспеченной молодежи)
-
философия
-
политика
-
литература
-
гимнастика
С 18—20 — переход в эфебию. Зоенное и политическое воспитание: строительство укреплений, управление военными машинами, -есение службы в городских гарнизонах и др.
Цель воспитания —
всестороннее гармоническое формирование личности
25
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.)
Римско-италийское воспитание: основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников.
Домашнее воспитание.
До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа) — массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель — обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой.
С 7лет. Срок — 2 года. Средняя ступень (грамматические школы). Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником,..В школах не обучали ни музыке, ни танцам.
С 12 лет. Срок — 4 года. Школа повышенного типа. Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые
повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший
школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности.
С 16 лет. Срок — 3—4 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях — легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер.
Для молодых аристократов: 1—2 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия.
В I—II вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам.
Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.
26
| ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | |
| Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. дон. э.) | Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) |
| Выдающийся политический деятель, оратор, писатель. Изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум. Страстный поклонник греческой культуры, почитатель Гомера. Высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема — формирование оратора. | Римский политический деятель, философ и писатель. Начальное образование получил в семье, риторическое и философское — в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм. Был воспитателем Нерона. Критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогика должна пребывать в теснейшем объединении с этикой и ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения». Основатель эмпирического направления в образовании. «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других». «Результат достигается скорее примером, чем наставлением». Как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования. |
27 |
|
|
МАРКФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 г. - ок. 118 г.)
Биография педагога
Воспитание оратора
Учение о природе человека
Воспитание до школы
Древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. После нескольких лет адвокатской деятельности занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной.
Квинтилиан — первый учитель, который получал жалованье от императорской казны.
Школа имела огромный успех. Особое внимание уделялось тщательности обучения ораторов, основательности широкого общего образования.
Педагогические идеи Квинтилиана приобрели особую мировую известность в XVI—XVIII вв., после того как итальянским гуманистом Поджьо был найден полный текст труда Квинтилиана Наставление в ораторском искусстве.
Состоит из 12 книг.
Книга 1. Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамматической школе.
Книга 2. Элементы риторического образования. Данные о сущности риторики.
Книги 3—7. Речь идет об «изображении и расположении» содержания.
Книги 8—11. Трактуют о возможностях слова и произношения.
Книга 12. Указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.
Пути распознания способностей в детях:
1. Развитая память, которая должна проявляться в 2 свой ствах:
а) быстрая и легкая восприим чивость;
б) долгое удержание приобре тенного.
-
Раннее развитие в ребенке стремления к подражанию, в котором обнаруживается острота и переимчивость.
-
Тот, кого я представляю, должен без труда понимать учение: задавать вопросы, чаще следовать за учителем, чем предупреждать его; «Быстрые умы подобно преждевременным плодам почти никогда не вызревают».
-
должны быть здоровые внешние условия для детского развития;
-
хорошее произноше ние у кормилицы, родите лей;
-
осторожный выбор: товарищей-сверстников и дядек-педагогов;
-
систематические занятия греческим и латинским языками;
-
«радостное обучение» через игру;
-
использование метода наглядности в обучении;
-
соблюдение чувства меры в нагрузках на детей.
|
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КВИНТИЛИАНА
Воспитание и обучение в школе | Стадии метода обучения | Требования к учителю и методические рекомендации |
Конечная цель — подготовить общественного деятеля, «который будет жить как бы перед лицом всего государства» (в школе привыкнет к многолюдию, будет преодолевать застенчивость). Коллективные занятия — соревнование. Самостоятельность. Творчество учащихся. Мягкая, но выдержанная дисциплина. Грамматическая школа: изучение грамматики, музыки, геометрии, гимнастики (овладение телом). Риторическая школа: принимает не полетам, а по успехам. изучение риторики, философии (этика, физика, диалектика), истории и литературы. | Подражание Теоретическое наставление Упражнение | «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен». «Пусть учитель не будет раздражительным и в то же время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении». «Должен служить во всем примером и образцом». «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам». «Замечать различие умов», узнавать, «к чему каждый из них является более способным от природы». На похвалы не скуп и не расточителен. Каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их. * * * Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя. Для большего успеха учения — продолжительные перерывы между занятиями. Не надо прибегать к физическим наказаниям. «Наказание кажется мне подлым... Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть». Предпосылкой успешных занятий будет соответствующее развитие памяти как устной, так и письменной. Ученик должен быть поставлен в такие условия работы, которые обеспечат ему возможность самостоятельного и творческого отношения к изучаемому материалу. Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов, из подлежащих обучению. |
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА РАННИХ ХРИСТИАН
Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главный источник воспитательных идей — Библия. Основа воспитания — любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.
Для христианского воспитания характерно:
-
преобладание веры над наукой;
-
доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением;
-
осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет трудиться, тот не ешь» (апостол Павел);
-
в центре нравственного воспитания общечеловеческие ценности;
-
вместо соревнования и самоутверждения античности — взаимопомощь, смирение, аскетизм.
I в. — школы катехуменов для тех, кто желал стать членом христианской общины. Изучалась Библия, давались начатки музыкального образования. Под надзором священника выслушивали нравственные наставления.
II в. — эти школы стали школами катехизиса, давали образование по вышенного уровня, готовили священников.
С III в. — трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа.
- Содержание
- Введение
- Программа
- I. Теоретико-методологические основы курса
- II. История педагогической практики и развития педагогической мысли в древнем мире
- III. История школы и педагогики в средние века
- IV. История школы и педагогики в новое и новейшее время
- V. Советская школа и педагогика
- VI. Проблемы педагогики в их историческом развитии
- Темы рефератов
- 3 Ступени школы:
- Конфуций (кун-фу-цзы - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. До н.Э.)
- Сократ (ок. 469-399 гг. До н.Э.)
- Сдержанность
- Мужество
- Василий кесарийский (330-379)
- Иоанн златоуст (около 347-407)
- Требования к учителю
- Византия
- Система образования
- Педагогическая мысль в византии
- Западная цивилизация раннее средневековье
- Высокое средневековье
- Педагогические взгляды религиозных деятелей средневековья
- Гуманисты эпохи возрождения об образовании и воспитании
- Педагогика реформации
- Мартин лютер (1483—1546)
- Система образовательных учреждений
- Система воспитания на руси в VI - первой половине XIII в.
- Виды педагогической практики на руси
- Основы православной педагогики
- Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания
- Домострой
- Откроем книгу:
- Основные общенаучные тезисы
- Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. Е. Как учить и учиться Основоположение 1
- Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
- Джон локк (1632—1704), английский философ эпохи Просвещения
- Рост всеобщего благосостояния
- Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII в.
- Литературное творчество руссо
- Эмиль, или о воспитании
- Луи лепетелье (1760-1793), якобинец
- Жан кондорсе (1743-1794), жирондист
- Иммануил кант (1724-1804)
- Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
- Педагогическая деятельность
- Вильгельм гумбольдт (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
- «Наука есть самотворчество разума».
- Иоганн фридрих гербарт (1776-1841)
- Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
- Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности.
- Михайло васильевич ломоносов (1711 -1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
- Иван иванович бецкой (1704-1795)
- Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
- Петр I (родился в 1672 г.)
- Анна иоанновна (родилась в 1693 г.)
- Елизавета (родилась в 1709 г.)
- Петр III (родился в 1728 г.)
- Екатерина II (родилась в 1729 г.)
- Павел I (родился в 1754 г.)
- Александр I (родился в 1777 г.)
- Николай I (родился в 1796 г.)
- Александр II (родился в 1818 г.)
- Николай II (родился в 1868 г.)
- Екатерина II как воспитатель
- Советы екатерины II
- Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Закрытые сословные учебные заведения
- Сеть народных училищ для непривилегированного населения
- I сословность.
- 1 Год, дети низших
- Высшие техничес-кие учебные заведения
- Илья николаевич ульянов (1831-1886)
- Николай федорович бунаков (1837-1904)
- Лев николаевич толстой (1828-1910)
- Система образования в россии во второй половине XIX в.
- Специальное образование
- Медицинские учебные заведения.
- Техническое образование.
- 5. Педагогическое образование.
- Министерская начальная народная школа
- 3 Года)
- Сеть церковного ведомства пополнялась за счет:
- Константин николаевич вентцель (1857-1947), русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания
- Педагогический процесс |
- Процесс воспитания.
- Гражданское воспитание Трудовая школа Формирование характера
- Течение неофребелизма джон дьюи (1859-1952)
- Мария монтессори (1870-1952)
- Овид декроли (1871-1932)
- Биографические сведения. Основные работы
- Педагогические взгляды н.К. Крупской, ст. Шацкого, п.П. Блонского
- Антон семенович макаренко (1888-1939)
- Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической
- I ступени
- II ступени
- Система народного образования в ссср на основе Постановления снк ссср и цк вкп(б) от 16 мая 1934 года с последующими изменениями
- Советская школа
- Высшая школа (4—5 лет)
- Вместо заключения