logo

Требования к учителю

Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и зани­маемой должности.

«...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый спосо­бен побуждать другого к совершению соответствующих действий».

«Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не дол­жен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к. суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке».

Аль- Фараби

ВОСТОЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВОСПИТАНИИ

Мыслители

Основные труды

Педагогические взгляды

ИБН-СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), «стихийный диалектик», ученый-гуманист.

Тадбири Манзел, Толкование снов, Канон врачебной науки, О птице, Книга о музыке и музыкаль­ном образо­вании и др.

Расширил содержание образования, добавив к «семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновал идею всеобщего обучения для всех детей. Рекомендовал применять методы беседы в обуче­нии, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал, что все виды учебных занятий надо прово­дить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступал за общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметь религиозные убеждения, быть честным, мудрым и справедливым. Говорить с ребенком ясным, доступным языком. Осуждал безделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделял большое внимание нравственному воспита­нию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложил общие основы семейного воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец, который может при­менять и физические меры воздействия. Рекомендовал соблюдение режима, умеренное пи­тание, нормальный сон, закаливание. Высоко ценил роль музыки в эмоциональном воз­действии на чувства ребенка.

34

Мыслители

Основные

Педагогические взгляды

труды

БЕ (И)РУНИ

Свыше

В трудах Великого Хорезмца много оригинальных

АБУ-РЕ(А)Й-

150 работ по

мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен-

ХАН (973-

физике,

ности и т. п.

1048),

философии,

Монументальный труд Канон Масуда — книга для по-

ученый-

астрономии

томков, в которой большое значение уделялось нрав-

гуманист.

и т.д. Хроно-

ственному воспитанию и труду.

логия, Наука

Беруни отстаивал идею независимости научных ис-

о звездах

следований от религиозных верований и советовал

(первый в

сообщать учащимся только достоверные научные

Средней

сведения.

Азии учеб-

В основе формирования личности лежит труд, «ибо

ник), Канон

желание достигается приложением труда».

Масуда

(11 книг).

РУДАКИ

Калима и

Богатство человека — его ум и совершенные им доб-

АБУЛХАСАН

Димна,

рые дела. Калима и Димна содержала программу

384-954),

Афоризмы,

нравственного совершенствования. «Учащиеся... с

основопо-

поговорки,

радостью изучали ее и запоминали ее легко».

ложник

пословицы.

Молодое поколение должно овладеть знаниями, т.

таджикской

к. нет сокровища дороже образования.

классичес-

Полагал, что социальные беды общества можно ус-

сой литера-

транить путем воспитания и усовершенствования

туры, поэт.

разума.

НОСИРИ

Книга о

Разделы Книги просветления — «Познание самого

ХИСРАВА

просветле-

себя», «Качества похвальные и непохвальные» —

1004-

нии, Книга о

представляют программу самовоспитания.

1088),

счастии.

Предостерегал от семи бед: надменности, хитрос-

поэт,

ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти

писатель,

и похоти.

философ,

Прославлял: скромность, честность, воздержание,

защищал

довольство малым, простоту, щедрость и доброту.

интересы

Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза-

грудящихся

ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто-

масс.

янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд-

рости, если ты ищешь радости».

Призывал молодежь посвятить свою жизнь служе-

нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра-

да», «Отцу и матери всегда служи оградой».

Много писал о дружбе и товариществе.

Нашел в себе смелость вступить в спор с религи-

ей, упрекая Бога в несовершенстве созданных им

людей.

СААДИ-МУС-

Бустон,

Ратовал за воспитание в труде, любви и уважении к

ЛИХИД-

Гулистан.

трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя

и других. Не будь прихлебателем трапез чужих».

35

Мыслители

Основные труды

Педагогические взгляды

(1184-1291), восточный мудрец, поэт, философ-гуманист.

Призывал родителей независимо от благосостоя­ния обучать сына ремеслу. Советовал воспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей». Советовал не баловать детей, а воспитывать их тре­бовательно и справедливо. Отдавал приоритет поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступал за развитие светских знаний и использо­вание их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громог­ласный, а внутри пустой». Создал своеобразный кодекс нравственных добро­детелей. В Гулистане есть раздел «О правилах об­щения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь веж­лив, выдержан, соблюдай правила приличия. Высоко оценивал роль учителя: учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью.

Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представите­ли демократических идей средневековой восточной педагогики.

КЕЙ-КОВУС УНСУРАЛЬ (?-1021), яркий представи­тель арис-тократичес-кого на­правления в мусульман­ской сред­невековой педагогике.

Кабус Наме

Трактат Кабус Наме — книга о восточно-рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье. Автор предупреждал воспитанников, что Бог создал людей не равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подле­жит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность». Решающее значение в формировании личности име­ет наследственность. Поэтому для детей знати нет лучшего наследства, чем воспитание, а для сы­новей простого народа — ремесло. Аристократичес­кая молодежь должна овладеть искусством красно­речия. Из всех способностей лучший — дар речи». Полезно быть многознающим, но малоговорящим. Ярый сторонник физического воспитания («семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о нравственности, не выступал за патрио­тизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и ро­дина».

36

Мыслители

Основные труды

Педагогические взгляды

Религиозные убеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод. Советует сыну избегать любви, предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует стро­ить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании отца и ма­тери, о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариа­та, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и дол­голетие. Допускает телесные наказания в семье, но реко­мендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель.